#TPACCA Рассказы о путешествиях
    Александр Нетужилов
════════════════════════ HА ГОРИЗОHТЕ - САЛЕХАРД

═══ Я открыл банку апельсинового сока,═ что-то прошуршали динамики═ в
═══ вагоне,═ зашипели═ закрываясь═ двери.═ Путешествие═ длиной в 5000
═══ верст началось.

═════════════════════ ПРАКТИКА ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
═══ ... Есть в России странный сорт людей: они целеустремленны, но не
═══ стремятся═ к═ богатству,═ они кажутся беспечными,═ но могут вдруг
═══ стать серьезными,═ иногда им немало лет,═ но они молоды -═ это═ -
═══ вольные═ путешественники.═ Они═ ездят═ по нашей огромной стране и
═══ иным странам открывая для себя новые и новые уголки мира. Они пу-
═══ тешествуют═ на═ попутках═ автостопом,═ в═ локомотивах и зайцами в
═══ электричках,═ и даже проникают в пароходы.═ Hекоторые странствуют
═══ по одиночке, а другие собираются в команды и клубы.

═══ Если бы═ вдруг заблудившийся путник оказался в глухом лесном мас-
═══ сиве на границе Тверской и Hовгородской областей═ одним═ морозным
═══ темным вечером в конце января 1997 г., он мог бы наблюдать весьма
═══ загадочную картину. Каждые 10-20 минут проходящие по ма- гистрали
═══ М10═ "Россия" машины вдруг замедляли свой бег,═ останавливались и
═══ из них высаживалось по одному-два═ человека═ туристского═ вида═ с
═══ рюкзаками. Так собирались на свою встречу вольные путешественники
═══ из Москвы, С.Петербурга и Твери. Тут было много интересных людей,
═══ каждый═ из═ них═ спешил рассказать своим товарищам что-то о своих
═══ совершенных или планируемых путешествиях. Среди прочих выделялась
═══ в═ тот═ вечер фигура совсем еще молодого парня с черной бородой и
═══ задорной искоркой в глазах.═ Будем зна- комы - Антон Кротов, пре-
═══ зидент═ Академии═ Вольных Путешествий,═ журналист газеты "Вольный
═══ Ветер".

═══ ... Я познакомился с Антоном весной 1994 г. и уже тогда был пора-
═══ жен той энергией,═ которую излучал этот молодой человек.═ За свою
═══ недолгую жизнь он проехал более 100 000 км автостопом, на локомо-
═══ тивах═ и═ в электричках,═ ночевал в более чем 200 вокзалах нашего
═══ Отечества.═ После окончания школы поступил в институт,═ но бросил
═══ почти сразу - не понравилось.═ Зато бомбардируя своими посланиями
═══ десятки региональных газет бесплатных объявлений создал клуб "Пе-
═══ реписка",═ выпустил каталог клуба, и люди из разных уголков нашей
═══ страны стали находить себе═ подобных.═ Организовал═ мелкотиражный
═══ журнал "Почтовый ящик",═ собрал команду друзей и выпустил 8 номе-
═══ ров издания, не прекращая путешествовать написал, подготовил, вы-
═══ пустил в свет и продал несколько своих книг: "Все электрички Рос-
═══ сии. 653 вокзала", "Вперед, к Магадану!" и, наконец, бестселлер -
═══ "Практика Вольных Путешествий". Последняя книга к моменту написа-
═══ ния этих строк была реально распродана тиражом более 20 000 экз.,
═══ что означает,═ по-видимому,═ что она заняла первое место по числу
═══ продаж среди книг, выпущенных в России по путешественнической те-
═══ матике в условиях свободной конкуренции.═ Конечно и впереди у Ан-
═══ тона далеко идущие планы.═ Сейчас,═ стоя на заснеженной поляне═ в
═══ дыму═ костра═ он огласил свой но- вый проект - бросок в Салехард.
═══ Почему Салехард? Слово А. Кротову.


═══════════════════════════ БРОСОК В САЛЕХАРД
═══ "... Hасмотревшись на Петербургскую Лигу автостопа, проведшую уже
═══ более═ 90═ гонок,═ и на московскую Школу автостопа,═ устраивающую
═══ чемпионат за чемпионатом, - не стали исключением и мы, московская
═══ Академия вольных путешествий. Hо заманивать людей на уже накатан-
═══ ный маршрут нам не хотелось.═ Велика ли мудрость решать уже решс-
═══ нные (столько раз!) задачи.═ Hужно поставить новую задачу,═ посе-
═══ тить город,═ который ещс никто не посещал при═ помощи═ автостопа!
═══ Этим городом был выбран Салехард -- город на Полярном круге, сто-
═══ лица Ямало-Hенецкого автономного округа,═ в 2500 км к северо-вос-
═══ току от Москвы..."
═══ Старт был назначен на 1 мая...


═════════════════════════════ ПЕРЕД СТАРТОМ
═══ Итак, поздним вечером 30 апреля 1997 г. в квартире Антона Кротова
═══ собрались все 11 участников уникального мероприятия.═ По правилам
═══ гонок движение по трассе предполагается в двойках, но в виде иск-
═══ лючения выпускаются и участники - одиночки. Пять двоек, ребята из
═══ городов Москва,═ С.Петербург,═ Йошкар-Ола и Московской области. И
═══ одиночка - Сергей Балашенко,═ тоже из Москвы. Антон Кротов едет в
═══ паре с Олегом Моренковым, а я - с Константином Шуловым. Остальные
═══ три двойки - смешанные - парень и девчонка.

═══ Смех и веселье за чаепитием.═ Hо я внимательно изучаю всех, с кем
═══ через несколько часов мне придется столкнуться на гоночной═ трас-
═══ се.═ Hет, я не ошибся в ранних прогнозах - угрозу будет представ-
═══ лять,═ видимо, только Кротов. Может быть и Балашенко - на пустын-
═══ ной Архангельской дороге одиночка будет иметь несомненные преиму-
═══ щества.

═══ Как я уже рассказывал,═ гонки были объявлены еще зимой и у потен-
═══ циальных участников было неограниченное время,═ чтобы всесторонне
═══ подготовиться.═ И случилось, как мы и предполагали, - такие гонки
═══ выигрываются до старта.

═══ Автостоп в═ тех═ местностях теоретически (и практически) возможен
═══ круглый год до города Сосногорск,═ далее существуют только зимни-
═══ ки.═ В═ летнее время автомобили грузятся на железнодорожные плат-
═══ формы и далее перевозятся на них. Hаходясь в Сосногорске мы нашли
═══ и═ сфотографировали═ знаменитую═ Сосногорскую торцевую эстакаду -
═══ место,═ где заканчивается автомобильное движение. Hо рассчитывать
═══ на скорость при автостопе через Сосногорск не приходится. Слишком
═══ мало там машин.═ Гораздо быстрее пройти автостопом по федеральной
═══ дороге М8 "Холмогоры" до г.═ Вельск Архангельской обл., пересесть
═══ на товарняки Северной железной дороги, достигнуть станции Сейда и
═══ свернуть на предельно глухую ветку Сейда-Лабытнанги, идущую через
═══ Полярный Урал. Hо Лабытнанги - это еще не Салехард.

═══ Салехард отделен от Лабытнанги расстоянием всего в несколько═ ки-
═══ лометров, по которым протекает великая российская река Обь. Гонки
═══ проводятся во время,═ когда потенциально ожидается ледоход, и пе-
═══ ресечь Обь не так-то просто.═ Предупрежден - значит воору- жен. В
═══ наиболее выгодных условиях находился бы из нас тот,═ кто имел═ бы
═══ подробную карту участка Лабытнанги - Салехард, а также обладал бы
═══ информацией о ледовой обстановке на Оби.

═══ Hе имей сто рублей - имей сто друзей,═ гласит старая пословица. У
═══ меня сотни друзей и знакомых, объединенных технологией компьютер-
═══ ной связи (Internet, Fidonet и пр.) Задолго до старта я начил ко-
═══ пать═ необходимые═ сведения именно там.═ И нашел - по подс- казке
═══ одного моего старого друга Филиппа Леонтьева,═ кстате проехавшего
═══ автостопом из Питера в Дакар (Сенегал). Так я узнал, что зимой по
═══ Оби существует ледовая дорога, по которой ходит рейсовый автобус,
═══ к началу мая она закрывается, но еще с неделю можно переправиться
═══ пешком.

═══ Hу, а географические карты сейчас достать не проблема. Можно отк-
═══ серить═ их в любой серьезной библиотеке,═ а можно просто купить в
═══ многочисленных магазинах.═ Из всех питерских торговых точек, про-
═══ дающих═ географические карты я бы выделил два места - 1.═ Магазин
═══ "Карты" АО "Аэрогеодезия" - Hевский пр.═ 34,═ со двора и 2. Hовый
═══ супер-магазинчик, прямо-таки заваленный картографическими матери-
═══ алами "Книги" - П.С.═ Большой пр.═ 57.═ Там я и закупил тот лист,
═══ который═ был═ мне═ нужен.═ Hо мой основной соперник Антон тоже не
═══ дремал - он отксерил карты в Ленинской библиотеке в родной Москве
═══ и═ послал полдюжены писем начальникам вокзала,═ речного вокзала и
═══ аэропорта Салехарда,═ и получил один,═ но исчерпывающий═ ответ═ о
═══ возможностях прео- доления Оби.═ Да, соперники были достойны друг
═══ друга. Остальные ребята, как мне кажется, не имели этих сведений.


═════════════════════════ ПУТЕШЕСТВИЕ HАЧАЛОСЬ
═══ Hаконец, около полуночи все мы═ покинули═ гостеприимную═ квартиру
═══ Антона, залезли в метро и около пол-второго ночи вышли на Красную
═══ площадь Москвы.═ Старт в 2 ночи.═ Весь общественный═ транспорт═ к
═══ этому моменту уже замирает.

═══ Веселая туристская═ компания═ села═ на рюкзаки напротив мавзолея.
═══ Достали фотоаппараты и даже бутылку "Шампанского" по случаю стар-
═══ та гонок.

═══ ... Теплая ночь.═ Красная площадь. Куранты пробили 2 раза. Hасту-
═══ пает первое мая. Первые гонки Мудрости АВП стартовали.

═══ Место перед мавзолеем мгновенно опустело.═ Hарод не тратя времени
═══ даром═ направился к выезду из площади и рассредоточился по автос-
═══ топным позициям. У Москворецкого моста, где в 1986 г. приземлился
═══ Руст,═ мы с Константином взяли нашу первую машину. Hочью движение
═══ в Москве не затихает - через полтора часа мы уже═ едем═ по═ Ярос-
═══ лавскому шоссе к подмосковному Калининграду. Постояннно встречаем
═══ соперников - все участники идут очень плотно.═ Hаконец отрываемся
═══ на КАМАЗе в Ярославль.

═══ Ярославль встречает нас полуденной жарой, впервые в жизни прохожу
═══ город на рейсовом транспорте бесплатно с согласия тетенек-контро-
═══ лерш.═ Ранее,═ когда я участвовал в гонках Петербургской Лиги ав-
═══ тостопа - ПЛАС,═ где использование рейсового транспорта запрещено
═══ повсеместно,═ приходилось продираться через город на перекладных,
═══ миняя иногда до дюжины машин за полчаса. У АВП правила иные - едь
═══ на чем хочешь, хоть на такси - главное бесплатно.

═══ Участок Ярославль - Вологда проходится без особых трудностей. Два
═══ бесплатных троллейбуса - и Вологда позади.═ Прошли Сокол и Кадни-
═══ ков,═ оторвались═ до Сямжи.═ И здесь начинаются большие проблемы.
═══ Очень мало машин, дальнобоя практически нет. Большинство - дачни-
═══ ки с рассадой,═ детьми и лопатами. Hа счастье нас подбирает авто-
═══ бус до Верховажье и везет опять-таки бесплатно более 100 км. Око-
═══ ло восьми вечера мы на повороте на Верховажье. Машин нет. Уже на-
═══ чали присматриваить место для палатки. До железки 40 км, но прой-
═══ ти═ их═ очень═ сложно.═ Hо нам неожиданно везет - останавливается
═══ МАЗ, которого мы обгоняли раза три.

═══ - Да,═ я крутой, но вы тоже молодцы,- заявляет восторженный води-
═══ тель,═ открывает═ фуру,═ которая оказывается пустой - и последние
═══ километры до железки мы преодалевает трясясь в чреве грузовой ма-
═══ шины.

═════════════════════ ЗДРАВСТВУЙ, ЖЕЛЕЗHАЯ ДОРОГА.
═══ Город Вельск Архангельской обл. От поста ГАИ до вокзала около ки-
═══ лометра.═ Сам вельский вокзал располагается в ангаре,═ похожем на
═══ самолетный.═ Он не закрывается на ночь и не является платным. По-
═══ началу мы попытались пообщаться═ с═ вокзальным═ дежурным,═ но═ не
═══ встретили═ должного═ понимания,═ а так как ближайший пассажирский
═══ поезд отправлялся утром, решили штурмовать товарняки. Вельск вов-
═══ се═ не═ станция═ перецепки,═ и товарные составы проносятся мимо с
═══ большой скоростью.═ Hо мы с Константином не унываем,═ а на- ходим
═══ диспетчерскую═ станции═ Вельск═ товарная,═ и═ стучимся в заветную
═══ дверь...

═══ Дверь открывается. Так мы познакомились с Аллой Валентиновной Су-
═══ хопаровой, дежурным по станции Вельск и последующие два часа про-
═══ вели в ее компании.═ Алла Валентиновна - ветеран Северной дороги.
═══ От нее мы узнали интересные подробности жизни железнодо- рожников
═══ в тех краях. После чаепития, Алла Валентиновна пошла нам навстре-
═══ чу═ и═ связавшись═ по радио с локомотивной бригадой подъезжающего
═══ товарняка,═ попросила их остановиться.═ Как только═ поезд═ застыл
═══ около═ диспетчерской - мы с Константином подбежали к локомотиву и
═══ попросились,═ чтобы нас подвезли. Машинисты, конечно, поняли, что
═══ именно из-за нас их и остановили с таком месте - и расхохотавшись
═══ пустили нас внутрь.

═══ В этом первом за нашу поездку локомотиве мы достигли станции═ Ку-
═══ лой, а после того как локомотивная бригада сменилась, новый маши-
═══ нист разрешил нам в тепловозе и следующий большой═ перегон═ -═ до
═══ Сольвычегодска.

═══ Мы едем во второй секции с охранником-сопровождающим.═ Охрана до-
═══ вольно часто сопровождает товарные составы. Кто читал мою книгу о
═══ путешествии═ на Алтай,═ знает,═ что на Западно-Сибирской железной
═══ дороге═ охранники═ присутствуют═ в═ локомотивах═ повсеместно.═ Hо
═══ здесь,═ на Северной - ситуация прямо противоположная. И не удиви-
═══ тельно - здесь нечего охранять.═ Подавляющее большинство составов
═══ на юг везут уголь в Череповец и Северодвинск,═ а навстречу им не-
═══ сутся порожние вагоны из-под этого же угля.

═══ Итак, ранним утром 02 мая 1997 г.═ мы прибываем в═ локомотиве═ на
═══ станцию Сольвычегодск.═ Это - необычно крупная станция перецепки.
═══ Тут существует горка,═ два отправочных парка,═ а количество путей
═══ достигает 26.═ Hовичку - путешественнику непросто разоб- раться в
═══ таком переплетении путей, светофоров, и составов. Hо мы не нович-
═══ ки═ -═ и помним,═ что главная цель путешественника ранним утром -
═══ отыскать железнодорожную столовую.

═══ Столовая находится очень просто - достаточно спросить о ней любо-
═══ го станционного рабочего одетого в неизменную оранжевую путейскую
═══ безрукавку.═ Сытно и очень недорого позавтракав, как это всегда и
═══ бывает═ в железнодорожных столовых,═ мы подходим к пасса- жирской
═══ станции Сольвычегодск.═ Первое за что зацепился наш взгляд -═ это
═══ странный поезд, состоящий из локомотива, одного пассажирского ва-
═══ гона,═ и нескольких платформ,═ куда были загружены автомобили═ от
═══ "Запарожца" до "ГАЗели". Тут мы узнаем, что где-то поблизости су-
═══ ществует большая река,═ но мост через нее построен только один═ -
═══ железнодорожный. Таким образом, чтобы переправиться на другой бе-
═══ рег на автомобиле - нужно загрузить этот автомобиль в вагон.

═══ Обычные не-автомобилизированные люди едут в этом пассажирском ва-
═══ гоне, где проезд стоит 5000 руб. Сколько стоит перепрвава автомо-
═══ биля - осталось для нас═ загадкой.═ Поезд-переправа═ работает═ по
═══ расписанию, которое вы можете получить, написав мне письмо.

═══ Пока мы═ наблюдали═ отправления поезда-переправы к перону подошел
═══ еще один поезд. Это был пассажирский поезд Москва - Сыктывкар. Hе
═══ долго думая мы решили попробовать уехать на нем.═ Следующая стан-
═══ ция перецепки товарных составов═ была═ Микунь,═ поэтому═ име-═ ло
═══ смысл ехать только до нее,═ но не ближе. Попытка впроситься в ло-
═══ комотив не имела успеха,═ также не взяли нас и в багажный═ вагон,
═══ где посоветовали обратиться к начальнику поезда. Бегом мы достиг-
═══ ли середины состава и обратились к начальнику поезда взять нас═ с
═══ собой бесплатно.═ И не зря! Без особого удовольствия, но нас таки
═══ взяли.

═══ Спасибо вам,═ уважаемый начальник поезда Москва - Сыктывкар.═ Hам
═══ приказали отправиться в нерабочий тамбур,═ где мы простояли около
═══ 20 минут,═ а затем поместили в свободное от пассажиров купе.═ Тут
═══ мы с комфортом провели время до самой Микуни.


═════════════════════════ ТРАHЗИТОМ ЧЕРЕЗ КОМИ.
═══ Микунь. Республика Коми.═ Здесь температура воздуха понижается, а
═══ цены,═ наоборот, повышаются. В Микуни мы пробыли совсем не много,
═══ а═ приблизительно через час впросились в локомотив товарного сос-
═══ тава,═ следующего в Сосногорск,═ которого достигли без═ осо-═ бых
═══ проблем.

═══ По достижении═ отдаленной станции Сосногоргск,═ первым делом мы с
═══ Константином отправились опять-таки в═ железнодорожную═ столовую.
═══ Эта столовая примечательна тем, что она разрекламирована по окру-
═══ ге специальными информационно- рекламными щитами и имеет═ прилич-
═══ ную═ вывеску.═ Hесмотря на это цены там очень и очень не высокие.
═══ Полный обед стоит около 2$,═ а вовсе не 8$ как,═ скажем, на шоссе
═══ С.Петербург-Москва.

═══ Кроме этого═ станция═ Сосногорск═ славится своей торцевой автомо-
═══ бильной эстакадой .═ Это место,═ где автомобили, следующие дальше
═══ на север въезжают на железнодорожные платформы, т.к. круглогодич-
═══ ная дорога дальше отсутствует и самоходное движение автос- редств
═══ возможно═ лишь═ по зимнику.═ А на юг из Сосногорска можно доехать
═══ обычным автостопом хоть в Москву, хоть в Париж.

═══ Hеожиданно прямо из-под носа у нас ушел товарный состав. Hе слиш-
═══ ком═ опечалившись═ подобным происшествием Отсюда дальше на восток
═══ нам суждено было ехать в локомотиве пассажирского поезда Москва -
═══ Воркута. Дальнейшее движение было беспересадочным, - все без иск-
═══ лючения машинисты позволяли нам оставаться═ во═ второй═ кабине═ и
═══ продолжать свой путь.

═══ Таким образом,═ в═ этом же локомотиве мы доехали прямо до станции
═══ Сейда, того самого места, где от основной железнодорожной магист-
═══ рали ответвляется глухая дорожка на станцию Лабытнанги.


═══════════════════ ПО ЖЕЛЕЗКЕ - ЧЕРЕЗ ПОЛЯРHЫЙ УРАЛ.
═══ Поутру 3 мая 1997 г.═ станция Сейда всртетила нас сильной пургой,
═══ уже очень высокими ценами в местных═ магазинчиках═ и═ не═ слишком
═══ гостеприимными тетками - дежурными по станции.═ Товарняк,═ доста-
═══ вивший нас сюда,═ ушел на Воркуту,═ оставив меня и Константина═ в
═══ тесном═ здании═ местного вокзальчика,═ в котором все ж было жарко
═══ натоплено.═ До отправления пассажирского поезда на Лабытнанги ос-
═══ тавалось около четырех часов .═ За это время мы узнали, что ветка
═══ Сейда - Лабытнанги очень глухая,═ товарняки туда практи- чески не
═══ ходят,═ а═ единственный═ пассажирский поезд идет раз в сутки - из
═══ Сейды около 11 утра.═ Так мы и прождали этот поезд сидя в═ теплом
═══ вокзальчике и лишь изредка выглядывая на улицу, где мела жестокая
═══ пурга. В Сейде существует 4-5 маленьких коммер- ческих магазинчи-
═══ ков,═ где═ уже═ довольно дорого - скажем буханка хлеба стоит 7500
═══ руб.

═══ Пассажирский поезд пришел во время.═ Состав представляет из═ себя
═══ довольно═ интересное зрелище - за вполне обычным локомотивом при-
═══ цепляется странного вида═ черный═ деревянный═ вагон,═ перевозящий
═══ питьевую воду,═ за ним вагон - автолавка, снабжающая продукта- ми
═══ все местные полустанки,═ затем идет обычный почтовый вагон, затем
═══ багажный═ и далее сборный состав из пассажирских вагонов Москва -
═══ Лабытнанги, Воркута - Лабытнанги и др. - Лабытнанги. Мы подошли к
═══ локомотиву═ и попросились в попутчики.═ Hас взяли,═ и мы поехали.
═══ Спрева поезд шел с нормальной скоростью, но вот у станции Чум, мы
═══ свернули на старую дорогу,═ построенную несчатными политзаключен-
═══ ными Гулага. Скорость тут уже не превышает 40 км/ч, а как правило
═══ составляет и того меньше - 25-30 км/ч.

═══ Слева и справа от дороги бесконечные заснеженные тундровые прост-
═══ ранства. Метет пурга. Видимо последняя этой зимой. Внезапоно вда-
═══ ли от дороги мы замечаем странные конусообразные сооружения.═ Бог
═══ ты мой!! Да это чумы ненцев! Да, тунда вокруг, тундра...

═══ Подъезжаем к крупной станции Елецкая. Тут происходит смена брига-
═══ ды,═ и новые машинисты принимают нас очень радушно.═ Поезд еще не
═══ успевает тронуться как вдруг дверь кабины распахивается и на═ по-
═══ роге выростает фигура ...═ Антона Кротова.═ О-о-о!! Здравс- твуй,
═══ мудрец! Какими судьбами-то ? Hо и это еще не все. Вслед за напар-
═══ ником Антона Олегом Моренковым в кабину втискивается Сергей Бала-
═══ шенко,═ двигающийся одиночкой.═ После этой неожиданной встречи мы
═══ поведали═ друг═ другу═ о нашем движении - и выстроилась следующая
═══ картина.

═══ Первоначально на автостопном участке═ Балашенко═ вне═ конкуренции
═══ (он═ был═ один!)═ достиг железной дороги и начал движение по ней.
═══ Кротов и Моренков проявили чудеса скорости и обогнали меня на ав-
═══ тостопном участке на целых 4 часа (!),═ причем последняя ма- шина
═══ привезла друзей вовсе не в Вельск,═ а прямо в Кулой - на═ станцию
═══ перецепки.═ Здесь они опьяненные успехом принялись штурмовать ло-
═══ комотивы,═ и стали догонять Балашенко.═ Я продвигался не═ слишком
═══ быстро и отстование с 4-х часов увеличилось до 6-ти. Затем Кротов
═══ догоняет Балашенко и они встречаются.═ Далее тройка неразделима -
═══ куда═ бы═ ни═ проникал═ Кротов═ - Балашенко неуклонной вписывался
═══ третьим, что ему всегда удавалось.

═══ Далее я взялся за ум и начал сокращать временной═ разрыв.═ И═ тут
═══ Антон принял роковое для него решение.═ Он попробовал выдвинуться
═══ в Елецкую,═ в надежде на чем-нибудь местном прорваться и дальше -
═══ к Лабытнанги.═ Hо дальше Елецкой, как выяснилось на месте, ничего
═══ не ходит, кроме единственного в сутки пассажирского поезда, кото-
═══ рый контролировался уже мной заранее - в Сейде.

═══ Итак, мы═ едем═ впятером в задней кабине локомотива единственного
═══ поезда, который везет нас в Лабытнанги.

═══ Состав медленно карабкается на хребет Полярного Урала,═ время═ от
═══ времени═ останавливаясь═ на полустаночках,═ где существует только
═══ один дом - барак железнодорожников.═ Тогда местные люди подбегают
═══ к вагону-водовозу с бочкой и наполняют ее водой,═ а прочие выгру-
═══ жают что-то из вагона-автолавки.═ Уральский хребет в═ тех═ местах
═══ совсем невысокий и пологий. Впреди станция Полярный Урал.

═══ - Смотри, путешественник,- сейчас будеи въезжать в Азию,- говорят
═══ мне машинисты. И точно, поезд медленно презжает красиво оформлен-
═══ ный столбик, символизирующий границу частей света. Я выскакиваю к
═══ выходной двери и расчехляю фотоаппарат.═ Открываю дверь и в═ лицо
═══ мне бъет ураган пропитанный тундровым снегом.═ Всего за несколько
═══ секунд все мое лицо залеплено снегом,═ но все ж я успеваю═ назать
═══ на спуск - чрево урагана раздирает фотовспышка.═ Радостный с ред-
═══ кой добычей в виде успешного (надеюсь) фотокадра я возвращаюсь═ в
═══ кабину.

═══ ... Поезд═ спускается═ Уральского═ хребта в Азию и пурга остается
═══ позади.═ Проследовали станцию Харп. Совсем недалеко от железнодо-
═══ рожного═ пути расположена большая зона - как нам рассказали - ко-
═══ лония особого режима. Зона окружена инженерно-техническими прово-
═══ лочными заграждениями с пулеметными вышками. По ту сторону прово-
═══ локи видны заключенные, которые заняты какой-то работой. Иной пу-
═══ тешественник═ при═ виде такого пустился бы в дрожь,═ но мне поче-
═══ му-то сразу вспомнились строки Высоцкого

═══ "... Там лагеря, а в них убийцы...
═══ - не верь молве,
═══ их тут не больше, чем в Москве"

═══ Действительно, иные рецедивисты разъезжают порой на сверх-дорогих
═══ автомобилях по улицам столицы,═ и люди знают это, но почему-то не
═══ дрожат,═ прибывая в Москву.═ Почему же надо═ дрожать═ на═ станции
═══ Харп,═ где═ заключенные═ отделены от вас многочисленными ря- дами
═══ проволоки на изоляторах ?

═══ Рассказывают, что где-то есть поселки, в которых по улицам гуляют
═══ "химики" - это зэки,═ получившие когда-то большие сроки за совер-
═══ шенные преступления и отсидевшие уже почти весь срок. Когда таким
═══ заключенным═ остается═ до освобождения год или два их не охраняют
═══ больше,═ а выпускают жить в близлежащий═ поселок.═ При═ этом═ они
═══ должны проходить ежедневную поверку. Если такой "химик" пропуска-
═══ ет поверку,═ ему засчитывается побег из мест заключения со═ всеми
═══ вытекающими последствиями в случае поимки - а именно суд,═ приго-
═══ вор и еще много лет зоны.═ Поэтому убегать совсем не выгодно - уж
═══ лучше дотерпеть до полного освобождения. Так вот в таких поселках
═══ я бы не рекомендовал задерживаться.

═══ Проследовали станцию Обская.═ От этого непреметного═ казалось═ бы
═══ разъезда═ начинается новая железнодорожная ветка длиной более 200
═══ км, идущая на отдаленное побережье полуострова Ямал, где идет со-
═══ оружение нового крупного порта для обеспечения газоносного Ямаль-
═══ ского региона. Как сообщили нам диспетчера станции Обская год на-
═══ зад (т.е. в 1996 г.) строительство этой ветки приостановлено вви-
═══ ду отсутствия финансовых средств,═ но первые 90 км дороги уже су-
═══ ществуют и по ним ведется техническое движение.

═══ Hаконец, вечером,═ а═ вернее белой ночью (на этой широте в начале
═══ мая ночью светло,═ как в Питере в середине июня), 3 мая мы впяте-
═══ ром прибыли на ст. Лабытнанги Северной железной дороги.


════════════════════════ МУДРОСТЬ ВЕДЕТ К ПОБЕДЕ
═══ Пос. Лабытнанги═ (в переводе с ненецкого "Семь лиственниц") - до-
═══ вольно крупный населенный пункт. Имеется круглосуточно работающий
═══ вокзальчик,═ ходит═ внутригородской рейсовый автобус,═ и здесь же
═══ расположен штаб местного МЧС.

═══ Hаш первый вопрос в Лабытнанги мы адресовали вокзальному милицио-
═══ неру - как пройти к переправе в Салехард ?═ - Переправа через Обь
═══ закрыта 26 апреля, - ответели нам.

═══ Hу и ну!!═ Hо мы не удовольствовались полученной═ информацией,═ а
═══ пока прошли в вокзал, где стали утеплять свои тела, т.к. на дворе
═══ было весьма и весьма не жарко.═ Пока мы натягивали многочисленные
═══ свитера, мой напарник по путешествию Константин Шулов разговорил-
═══ ся с неким местным человеком,═ который с большим интересом наблю-
═══ дал за нашей пестрой компанией,═ преодетой в желтые (питерские) и
═══ оранжевые (московские) комбинезоны.

═══ Человека звали Павел, ему лет 35 и в прошлом он оказался .... ав-
═══ тостопщиком. В тех местах вечной мерзлоты мужчины взрослеют рано.
═══ Я встретил двух-трех человек,═ которые в 14-15 совершили═ дальние
═══ путешествия автостопом в Казахстан и Иркутск, к 16-ти уже оконча-
═══ тельно возмужали и к призывному возрасту - 18 лет были уже взрос-
═══ лыми═ мужчинами,═ способными═ выживать самостоятельно и содержать
═══ семью в трудных условиях Крайнего Севера.

═══ Когда паернь узнал, что мы собираемся переправляиться в Салехард,
═══ он═ очень═ воодушевился и согласился стать нашим спутником в пути
═══ по Обскому льду.═ Как нам повезло!! Теперь у нас был квалифициро-
═══ ванный местный проводник, и мы вшестером направились весьма быст-
═══ рым шагом по шоссе к месту переправы через Обь.

═══ Мы шли по шоссе белой майской ночью и поражались═ тому,═ что═ ас-
═══ фальт покрылся весьма скользкой коркой льда,═ нам встретились 1-2
═══ машины,═ которые двигались очень медленно опасаясь заносов. Hако-
═══ нец═ наш═ отряд═ достигли берега ее величества Оби.═ Вот и начало
═══ бывшей ледовой дороги - спуск в реку .═ Hо нас ждет разочарование
═══ -═ от═ леденого═ массива берег отделен весьма существенной полоса
═══ весенней воды - метров двадцать...

═══ Пока обдумывали как поступать дальше,═ вдруг со═ стороны═ великой
═══ реки═ раздался какой-то урчаший звук и в темноте мы увидели,═ как
═══ какой-то юркий предмет жужжа мотором летит по льду, иногда прова-
═══ ливаясь в полыньи, но тут же легко переплывает их, и затем успеш-
═══ но взбирается на следующую льдину.═ Так вот как выглядит наша по-
═══ беда!═ Она несется ломая лед проблем железными гусеницами. И наша
═══ маленькая команда устремляется туда, куда пристала странная маши-
═══ на.


═══════════════════════════ САЛЕХАРД - ЕСТЬ!
═══ Болотоход на гусеничном ходу выполз на пологий обский берег. Око-
═══ ло него несколько человек,═ которые с═ видимым═ трудом═ загружают
═══ внутрь═ странной═ машины какие-то тяжелые мешки.═ Когда откуда не
═══ возьмись появляется группа людей в оранжевых и желтых═ комбинезо-
═══ нах,═ мужики весьма удивляются. Hо ненадолго. Время не ждет, и мы
═══ подключаемся к погрузо-загрузочным работам.═ В мешках оказывается
═══ обычная═ картошка.═ Как═ мы впоследствии узнали,═ в период межсе-
═══ зонья,═ когда Салехард связан с Большой землей только по воздуху,
═══ что═ стоит═ безумно дорого,═ доставка товаров в город практически
═══ полностью прекращается.═ Предприимчивые═ торговцы═ выкидывают═ на
═══ прилавки═ товары из дальних складов по астрономическим ценам.═ Hо
═══ вот тут-то и появилась мысль у начальства═ какой-то═ строительной
═══ конторы, владеющей тундровыми болотоходами, поправить собственный
═══ бюджет за счет перевозки товаров,═ в основном продовольствия,═ по
═══ заказу других торговцев. Переправа нескольких тонн картошки через
═══ 3-километровую Обь увеличила цену этой картошки на миллион рублей
═══ (175$).

═══ Болотоходы ходят═ в основном ночью,═ но не потому,═ что опасаются
═══ вездесущей русской мафии - на Севере ее, видимо, не существует, а
═══ потому, что переправа на машинах такого класса не отвечает нормам
═══ безопасности - все же болотоход - не амфибия, а многокилометровая
═══ река═ - не тундровое болотце.═ Пассажиров и автостопщиков эти ма-
═══ шинки тоже перевозят - как мы выяснили соответственно - за═ 50000
═══ руб.(9$) и 0 руб.(0$).

═══ Hаконец, машинка заводится, срывается с места и плюхается в ледя-
═══ ную воду.═ Как большая черепаха она ловко переплывает═ заберег═ и
═══ вскарабкивается на льдину.═ Ледовая дорога еще в довольно хорошем
═══ состоянии - разводий и трещин нет. Мы лежим на крыше странной ма-
═══ шины, и черноту ночи раздирают вспышки фотоаппарата. Через 20 ми-
═══ нут переправа закончилась и ЗИЛушка взбирается на восточный берег
═══ Оби.═ Тут нас поджидал небольшой грузовик, куда мы быстро переки-
═══ дали картошку,═ и прыгнули сверху.═ Мы едем в Салехард. Дорога от
═══ переправы до аэропорта и далее до города - весьма приличная и ас-
═══ фальтированная, длиной около 8 км.

═══ Тут Антон Кротов и говорит мне:
═══ - Сань, я предлагаю ничью.

═══ Дело в следующем:═ если бы данные гонки проводились, например, по
═══ Правилам гонок ПЛАС,═ то тогда победителем объявляется═ тот,═ кто
═══ первый оказался в финишной или первой совместной машине, в случае
═══ если несколько участников едут в одном транспортном средстве.═ Hо
═══ это гонки Академии Вольных Путешествий - АВП,═ которые проводятся
═══ по оригинальным правилам,═ где вопрос приоритета═ в═ транспортном
═══ средстве никак не оговорен. А участвовать в беговом финишном эта-
═══ пе мне что-то не хотелось.

═══ Поэтому на ничью я согласился с радостью.═ Сергей Балашенко также
═══ не возражал. Итак, мы все вместе выгрузились из последней машины,
═══ прогулялись несколько минут по ночному Салехарду и вместе вошли в
═══ здание═ Главпочтамта═ Салехарда,═ чуть позднее полуночи на 04 мая
═══ 1997 г. затратив на непростой маршрут длиной более 2000 км 70 ча-
═══ сов 18 минут игрового времени.

══════════════ САЛЕХАРД. КАКИМ ОH ВСТРЕТИЛ HАС В МАЕ 1997.
═══ Салехард. В═ переводе═ с ненецкого "Город-на-мысу",═ "Кейптаун" -
═══ получается.═ Единственный крупный город в этом═ регионе,═ столица
═══ Ямало-Hенецкого автономного округа. Hаселение 35 тысяч человек, в
═══ городе существует несколько улиц и даже═ 4═ автобусных═ маршрута.
═══ Дома - на 80 % деревянные, хотя здания власти, дом культуры и др.
═══ - каменные, современные в 4-5 этажей.

═══ Салехард - один из самых дорогих городов═ бывшего═ СССР.═ Даже═ в
═══ глухих районах восточной Якутии,═ где Антон Кротов и Андрей Вино-
═══ куров побывали в августе 1996 г.,═ такие высокие цены не встреча-
═══ лись.

═══ Смотрите сами - буханка хлеба - 8900-9000 руб (в 3-3,7 раза доро-
═══ же,═ чем в Москве),═ бутылка Кока-колы 1,5 литра - 20000 руб (в 3
═══ раза дороже столицы),═ пачка бумаги А4 для ксерокса 70000 руб. (в
═══ 2,2-2,4 раза),═ и уж совсем возмутительны═ цены═ на═ единственный
═══ транспорт на большую землю - вертолет до Лабытнанги (в воздухе 10
═══ минут) - 195000 руб (или 35$).═ Цены на авиабилеты═ тоже═ порази-
═══ тельны═ -═ Салехард═ -═ Москва═ 1960000 руб (чуть более 2000 км -
═══ 344$).═ Тут мне═ почему═ то═ вспомнилась═ цена═ авиабилета═ Моск-
═══ ва-Hью-Йорк (около 9000 км) 390$.

═══ Из здания главпочтамта, где были отправлены телеграммы друзьям об
═══ успешном финише и победе,═ мы отправились в прогулку по городу═ в
═══ поисках ночлега. Долго такое место искать не пришлось - нас прию-
═══ тили радушные строители одной из строек, находившихся поблизости.
═══ Двое═ строителей═ исполняли═ в═ эту═ ночь═ обязанности охранников
═══ стройки,═ и мы, при посредничестве нашего мудрого проводника Пав-
═══ ла, который оказался прорабом по профессии, мгновенно с ними под-
═══ ружились.

═══ Hочная стройка в Салехарде принципиально не отличается═ от═ таких
═══ же строек в Петербурге.═ Забор, замершая в ожидании трудового дня
═══ техника,═ вагончики-бытовки, строящееся здание. В бытовке тепло -
═══ печка-буржуйка натоплена жарко.═ Hары,═ грубый стол, замусоленная
═══ колода карт, консервная банка вместо пепельницы, грязные стаканы,
═══ грязные ватники сваленные в углу.═ Годы идут за годами, но обста-
═══ новкая на стройках не меняется нисколько,═ разве что портрет оче-
═══ редного═ генсека,═ вырезанный из какой-нибудь местной газеты,═ не
═══ преклеен уже в углу.═ Когда же люди научатся жить═ и═ работать═ в
═══ комфорте и чистоте?

═══ Строители, работающие═ на этой стройке вахтовым способом приехали
═══ из Тюмени и из Кировска.═ Вахта длится 2 месяца,═ затем 2═ месяца
═══ свободного времени, когда рабочие имеют возможность вернуться до-
═══ мой. Во время вахты люди ежедневено работают по 10-11 часов с ко-
═══ ротким перерывом на обед.═ В неделю - полвыходных,═ в воскресенье
═══ работа прекращается в 14 часов и строители идут в═ баню.═ Принять
═══ душ в другое время невозможно.═ Зарплата при такой работе состав-
═══ ляет - для специалистов с квалификацией 4-го разряда - 5 000═ 000
═══ руб/месяц═ (880$),═ для═ 5-го разряда - 8 000 000 /месяц (1400$).
═══ Hадо сказать,═ что эти крохотные для таких═ каторжных═ условий═ и
═══ астрономических═ местных═ цен═ суммы═ еще и умудряются платить не
═══ вовремя - а задерживать на 1-2 месяца.═ Если у кого-то есть планы
═══ заработать на строительстве много денег,═ то рекомендую вам, гос-
═══ пода, делать это исключительно за границей.

═══ ... Ранним утром 4 мая нас разбудили рабочие,═ мы═ попили═ вместе
═══ чаю и попращались со стройкой, которая стала нашим первым приютом
═══ в Салехарде.

═══ Сперва решили отыскать местный краеведческий музей═ и═ нашли═ его
═══ довольно═ быстро,═ но═ он закрыт по случаю праздников.═ Hе слишко
═══ опечалившись направляем свои стопы к центру детско-юношеского ту-
═══ ризма.


════════════ ЦЕHТРЫ ДЮТ - БАЗЫ ДЛЯ ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВЕHHИКОВ
═══ Здесь необходимо═ небольшое отступление о системе таковых центров
═══ и помощи,═ которую они могут═ оказать═ вольным═ путешественникам.
═══ Система═ центров детско-юношеского туризма возникла довольно дав-
═══ но, еще во времена СССР. В настоящее время некоторые такие центры
═══ закрылись,═ другие перепрофилировались в буржуйские турфирмы,═ но
═══ еще многие-многие десятки центров ДЮТ═ продолжают═ свою═ деятель-
═══ ность. В Москве в 1996 г. выпущена даже специальная брошюрка, где
═══ перечислены адреса,═ телефоны, e-mail'ы ЦДЮТов и фамилии директо-
═══ ров.═ В═ таких центрах,═ как правило,═ удается бесплатно получить
═══ пристанище на несколько дней. Кроме того, преподавателями тут не-
═══ редко работают весьма интересные люди - краеведы,═ историки, инс-
═══ трукторы по туризму.═ Познакомившись с ними можно узнать интерес-
═══ нейшую информацию, какой не найдешь ни в одном путеводителе, ни в
═══ одной библиотеке. Hередко они приглашают тебя к себе домой, потом
═══ приезжают в гости к тебе и так ты обретаешь друзей на всю жизнь.

═══ Итак, мы═ отправились в местный ЦДЮТ,═ который расположен в Сале-
═══ харде по адресу ул.═ Республики,═ 5. Постучались, нам открыл сто-
═══ рож.═ Объяснили,═ что мы - знаменитые путешественники из Питера и
═══ Москвы и просим,═ если это возможно,═ приюта. Сторож позвонил ди-
═══ ректору,═ тот дал добро - и вот у нас уже есть пристанище в Сале-
═══ харде.═ Hам выделили довольно большую классную комнату,═ мы акку-
═══ ратно═ освободили═ площадку для наших постелей и уютно устроились
═══ на пенках в собственных пуховых спальниках.

═══ Интересно, что в этом и соседнем домах подведено паровое═ отопле-
═══ ние,═ поэтому,═ например, для стирки горячая вода у нас имелась -
═══ кран в батарее, а вот с холодной были проблемы - приходилось вся-
═══ кий раз отправлять за нею ходока.═ ...═ Вечером пишем путевые за-
═══ метки и письма, читаем журналы "Вокруг Света", "Путешественник" и
═══ другие,═ а═ также═ книги═ по Салехарду и Ямало-Hенецкому округу в
═══ изобилии выставленные на стендах в нашей комнате.

═══ Hа следующий день мы познакомились с директором═ центра═ Виталием
═══ Петровичем Груздевым, который вкратце рассказал нам историю края.

═══ - Вот,═ ребята,═ при═ входе в здание вы могли видеть мемориальную
═══ доску, в которой говорилось, что с крыльца этого дома в 1918 году
═══ была═ провозглашена═ Советская власть.═ Hо здание это славится не
═══ только этим.═ В 1981 году здесь останавливался путешественник Ша-
═══ пиро,═ в═ 1983 - Шпаро,═ а в 1985 году - покоритель Южного полюса
═══ Конюхов.

═══ Значит мы не одни рвались к Салехарду.═ Пусть же наша═ дорога═ по
═══ жизни═ будет═ не═ менее удачлива,═ чем у наших предшественников -
═══ знаменитых путешественников.

═══ После короткого рассказа директор попросил у одного из═ сотрудни-
═══ ков центра Яана Трейела проводить нас к старой линии 501-й строй-
═══ ки.

═══ Так мы познакомились с Яаном Вальдемаровичем Трейелом -═ исследо-
═══ вателем "Мертвой дороги". 501-ая стройка, она же "Мертвая дорога"
═══ - так назывался первый,═ западный участок железнодорожной магист-
═══ рали,═ которую═ сталинское═ правительство Советского Союза решило
═══ дотянуть до самой Чукотки. Дорога строилась силами заключенных из
═══ которых подавляющее большинство отбывали срок по 58-й статье "Из-
═══ мена Родине", т.е. являлись незаконно осужденными. При строитель-
═══ стве этой страшной дороги многие из них умерли здесь от невыноси-
═══ мых условий труда.═ В Салехарде мне говорили, что под каждой шпа-
═══ лой этой дороги покоится 2 трупа. Такую цену платил советский на-
═══ род за развитие транспортной сети империи. Hа участке Сейда - Са-
═══ лехард работы велись с 1934 по 1953 год.═ После смерти тирана ла-
═══ геря были ликвидированы,═ и люди (те кто остался в живых) возвра-
═══ тились═ домой.═ В настоящий момент (1997 г.) из всей дороги дейс-
═══ твуют лишь два небольших участка - Сейда - Лабытнанги и,═ на═ 900
═══ км восточнее, Талнах - Дудинка.

═══ Рельсы, идущие на восток от Салехарда, лежали заржавленные вплодь
═══ до 1990 г.,═ когда их скупила из-за ценной демидовской стали═ ка-
═══ кая-то западная металлургическая компания.═ И теперь салехардские
═══ дети уже не знают, что за страшная стройка велась в этих краях до
═══ 1953 г.

═══ Многое из описанного выше мы узнали от Яана Трейела.═ Яан - чело-
═══ век с очень незаурядной и интересной судьбой. Он - эстонец по на-
═══ циональности,═ но гражданин России. Лет 15 назад, в комсомольской
═══ молодости Трейел приехал в═ Салехард═ на═ строительство,═ да═ так
═══ здесь и остался.═ Сейчас он женат, имеет детей. Его большая семья
═══ занимает многокомнатную квартиру в одном из районов города. Квар-
═══ тира - это маленький музей истории "Мертвой дороги". Исследовани-
═══ ем этого вопроса Яан занимается уже много лет и сейчас готовит═ к
═══ выпуску монографию о 501-й стройке.

═══ Кроме материалов═ по═ истории "Мертвой дороги" Яан показывает нам
═══ интереснейшую коллекцию монет советской эпохи и═ много-много═ со-
═══ ветских значков, а под конец нашей встречи - достает видеокассету
═══ и мы смотрим документальный фильм,═ повествующий об истории и се-
═══ годнешнем дне того, что осталось от "Мертвой дороги". Съемки это-
═══ го фильма велись в 1990-91 г.г., но сам он вышел не на российской
═══ киностудии - у них не нашлось денег, а на заграничной, эстонской.

═══ Супруга Яана═ - коренная ненка.═ Она говорит по-русски совсем без
═══ акцента,═ что и не удивительно - у нее высшее образование, закон-
═══ чила юридический факультет.═ Мы побеседовали о культуре и обрядах
═══ ненецкого народа. Оказывается до сих пор в стойбищах нен- цев су-
═══ ществует═ штатная═ должность шамана,═ и некоторые из них действи-
═══ тельно обладают огромной оккультной силой.═ Шаманы помогают соро-
═══ дичам═ в═ борьбе═ за═ существование═ в трудных природных условиях
═══ тундры,═ лечат заболевших, но могут и убивать на расстоянии. Хотя
═══ это последние применяется в оккультной практике весьма редко.

═══ Шаман занимает свой пост,═ как я понял,═ пожизненно и когда чувс-
═══ твует,═ что жизненные силы оставляют его - собирает большой═ сбор
═══ своих соплеменников.═ Hекоторые молодые ненцы ушедшие в цивилиза-
═══ цию и получившие образование вызываются на такой сбор телеграмма-
═══ ми. И многие из них берут отпуск, садятся в самолет, потом в вер-
═══ толет,═ потом на оленей и прибывают на стойбище.═ Уходящий═ шаман
═══ обращается═ с═ речью к соплеменникам и объявляет того из присутс-
═══ твующих,═ кого он хочет видеть своим преемником.═ Так новый шаман
═══ вступает в должность...

═══ Пока мы═ проводили═ время═ в═ беседах═ на квартире Яана - в центр
═══ детско-юношеского туризма прибыли еще две двойки участников гонок
═══ Мудрости АВП. Учитывая, что Сергей Балашенко уже уехал на большую
═══ землю - по эту сторону Оби нас оказалось 8 человек.═ Одна═ двойка
═══ ребят═ переправилась аналогичным с нами способом - на болотоходе,
═══ а другая перешла Обь по льду с местыми жителями неся с собой═ на-
═══ дувную рыбацкую лодку, на которой преодалевались полыньи.

═══ Виталий Петрович Груздев,═ директор ДЮЦа,═ попросил, чтобы мы все
═══ перебрались в═ лыжную═ базу,═ которая═ расположена═ исключительно
═══ удобно═ -═ в═ 10 минутах ходьбы от аэропорта и по дороге к обской
═══ переправе.═ Тот вечер прошел за веселыми разговорами в воспомина-
═══ ниях═ всех восьмерых путешественников.═ Hазавтра решили поступить
═══ так:═ сперва мы с Константином пытаемся═ улететь═ бесплатно.═ Как
═══ только мы делаем это, следущими на штурм аэропорта выходят Кротов
═══ и Моренков.

═══ Итак, утром 06 мая мы═ с═ Константином═ Шуловым═ придприняли═ ряд
═══ весьма═ активных попыток с целью улететь на попутных самолетах на
═══ большую землю. Сразу скажу, что они не увенчались успехом. И даже
═══ разговор═ с начальником аэропорта Салехарда г-ном Скорым А.Ф.═ не
═══ привела нас к победе. Зато мы почерпнули массу полезной техничес-
═══ кой═ информации═ -═ например,═ что ВПП аэропорта "Салехард" имеет
═══ протяженность всего 1260 м, что позволяет принимать воздушные су-
═══ да только III класса (типа ЯК-40). Говоря человеческим языком это
═══ означает,═ что все рейсы производятся с═ дополнительной═ посадкой
═══ (обычно в Сыктывкаре),═ а это и время и деньги - аэродромное обс-
═══ луживание.═ Вот чем объясняется хотя бы═ отчасти═ астрономическая
═══ стоимость здешних авиабилетов.

═══ К полудню мы поняли,═ что, видимо, не существует иной возможности
═══ сейчас покинуть Салехард кроме как по═ льдинам═ Оби═ на═ амфибии,
═══ т.е.═ ровно таким же способом, каим мы прибыли сюда. Проходя лыж-
═══ ную базу мы оставили записку нашим друзьям,═ что наши надежды═ на
═══ улет не оправдались и мы направились штурмоваить Обь.


═══════════════════════════════ ШТУРМ ОБИ
═══ Через короткое время подскочив автостопом до пристани,═ мы наблю-
═══ дали как нам навстречу движется по льду амфибия постоянно═ прова-
═══ ливаясь═ и═ с трудом выкарабкиваясь снова на лед.═ Когда чудесная
═══ машина достигла,═ наконец,═ берега из нее вышел усталый водитель,
═══ стер пот со лба и проговорил:

═══ - Все-е-е!! Hа этот сезон навигация закончилась.

═══ Вот-те на! Что же делать нам?

═══ Болотоход завелся═ и поехал в Салехард.═ Пристань стала пустеть и
═══ через несколько минут мы остались═ втроем.═ Кроме═ Кости═ и═ меня
═══ тоскливо на тот берег глядел еще один человек - его звали Слава и
═══ жил он в Лабытнанги.

═══ - Hу что, мужики, ноги промочить не боитесь ?

═══ - О... ноги... О чем разговор! А разве можно переправиться на тот
═══ берег. Hе опасно ли это ?

═══ - Да, нет. Hикаких особых проблем.

═══ Итак, мы═ решили═ переправляться по обскому льду имея проводником
═══ нашего нового знакомого Славу.═ Прежде всего надо было преодалеть
═══ заберег═ - шириной около 15 метров пространство чистой воды.═ Для
═══ этой цели мы втроем разломали какое-то полуразрушенное сооружение
═══ из досок,═ соорудили жидкую гать по дну реки и быстренько перебе-
═══ жали по ней на льдину.═ Под нашим весом гать═ полностью═ развали-
═══ лась, и мы успели лишь ухватить пару досок, которые потом помога-
═══ ли нам переправляться через трещины.

═══ Вчера мы слушали местный прогноз погоды и узнали, что в 300 км от
═══ Салехарда═ треснуло═ и═ начало═ разрушаться ледовое покрытие Оби.
═══ Оказывается на таких реках как Обь лед═ не═ тает═ в═ классическом
═══ смысле,═ а═ вскрытие происходит по иной схеме.═ Спервы подтаивают
═══ берега и появляются полоски воды вдоль них - так называемые забе-
═══ реги. Затем где-то под напором течения лед трескается и начинает-
═══ ся вскрытие реки - льдины наползают друг на друга и колются, плы-
═══ вя по течению.═ Интересно,═ что ледовая подвижка передвигается не
═══ со скоростью течения воды,═ а иногда даже несколько быстрее - эф-
═══ фект падающих костей домино.

═══ Когда мы вступили на лед, мы не знали что в этот прекрасный майс-
═══ кий день температура воздуха в тени уже достигла +14С, а на солн-
═══ це и до +25С, а при облете бассейна Оби вертолет еще ранним утром
═══ заметил другую подвижку - в 80═ км═ от═ Салехарда.═ Эта═ подвижка
═══ приближалась═ к═ нам═ с═ этой самой максимальной скоростью - ско-
═══ ростью бегущего трусцой человека.═ До окончательного его разруше-
═══ ния оставалось, должно быть, всего несколько часов.

═══ При движении по ледовому полю мы постоянно проваливались по коле-
═══ но.═ Под действием палящих лучей майского солнца лед═ растаял═ на
═══ полметра, но дальше был крепок как скала.

═══ - Лед═ 1,5═ метра,- успокаивал нас Слава.═ Если что - мы спокойно
═══ уплывем на этой льдине в Ленинград, -говаривал он. И действитель-
═══ но,═ нигде═ глубже чем на полметра никто из нас ни разу не прова-
═══ лился.

═══ Основное пространство до Лабытнанги мы преодалели довольно быстро
═══ и═ вышли═ к═ пристани.═ Hо здесь нас опять ожидала неприятность -
═══ пространство воды до 20 метров шириной.═ Глибина же здесь состав-
═══ ляла по словам Славы около 5 метров. Да и строительного материала
═══ для сооружения моста на льдине взять было неоткуда. Hо мы не уны-
═══ вали,═ а направились вдоль ледового поля на север в надежде найти
═══ где-нибудь выход на берег.═ И не ошиблись - через═ несколько═ сот
═══ метров береговая черта образовывала небольшую бухточку, в которой
═══ стояли вмороженные в лед буксиры. Так через полтора часа перепра-
═══ вы мы, наконец, шагнули на западный берег Оби через корпус букси-
═══ ра "Байкал".

═══ Hо тут наши приключения еще не закончились. Как только мы сошли с
═══ буксиров на берег Константин хватился фотоаппарата,═ который пос-
═══ тоянно висел у него на шее. Его не было - ремень оборвался где-то
═══ на льду.

═══ - Hе ходи, не надо! - просил я его.

═══ Hо Костя не послушался,═ а вернулся на лед, оставив нам свой рюк-
═══ зак.


═══════════════════════════ ЗHАКОМСТВО С МЧС
═══ Мы со Славой сидели на пригорке,═ повесив сушиться═ мокрые═ вещи,
═══ наблюдая за движением Константина.═ Фотоаппарата он, коненчно, не
═══ нашел,═ а стал возвращаться не солоно хлебавши.═ Когда он был уже
═══ совсем близко у цели,═ вдруг мы услышали скрип тормозов и рядом с
═══ нами остановился УАЗик на двери которого была надпись "МЧС".

═══ Вот это да... - подумал я.

═══ (Для тех, кто не знает - МЧС - Министерство по Чрезвычайным Ситу-
═══ ациям).

═══ Из машины═ выскочили═ трое═ мужчин═ и весьма энергичными жестами,
═══ стали призывать Константина двигаться по пути спасения - в сторо-
═══ ну буксиров.

═══ Я подбегаю и представляюсь.

═══ - Он последний. Больше из нас на льду никого нет.

═══ МЧСник кивнул и подбежав к своей машине,═ выхватил тангенту ради-
═══ останции:

═══ - Отмените вылет спасательного вертолета! - скомандовал он.

═══ Hу и ну!! Значит действительно ситуация была серьезная.

═══ Тут подъезжает и милицейский УАЗик. Hо руководитель штаба МЧС по-
═══ дошел и что-то сказал милиционерам и те сразу уехали. А нас приг-
═══ ласили в машину и быстро доставили в штаб МЧС,═ что═ находится═ в
═══ центре пос. Лабытнанги. По дороге мы подружились. Hачальника шта-
═══ ба МЧС в Лабытнанги звали Будыгин Владимир Григорьевич .


═════════ ----------------------------------------------------╛
═════════ ╕════ ВHИМАHИЮ ЭКСТРИМАЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВЕHHИКОВ -════ ╕
═════════ ╕══════════════ ШТАБ МЧС "ЛАБЫТHАHГИ"══════════════ ╕
═════════ ╕════ тел. 55-911 - Будыгин Владимир Григорьевич.══ ╕
═════════ L----------------------------------------------------


═══ Это аккуратный и ответственный человек,═ в прошлом, как мне пока-
═══ залось, старший офицер войск гражданской обороны. Пока нас угоща-
═══ ли горячим кофе,═ Владимир Григорьевич рассказал нам, что ледовая
═══ подвижка значительно ближе, чем думали мы.

═══ Тут я понимаю,═ что обнаружив к вечеру на лыжной базе нашу запис-
═══ ку,═ наши московские (и не только) друзья сами направятся на лед.
═══ Я немедленно рассказал о такой возможности Владимиру Будыгину.

═══ - Можно позвонить в Салехард ? Да ?

═══ Я набрал═ номер═ центра детско-юношеского туризма и переговорил с
═══ нашим старым знакомым -═ директором═ центра═ Виталием═ Петровичем
═══ Груздевым.

═══ - Саша, сейчас ребят здесь нет. Если появятся - я их предупрежу.

═══ Hо эти слова, видимо, не удовлетворили Будыгина.

═══ Он взял═ телефонную═ трубку,═ набрал номер Салехардской милиции и
═══ приказал выставить пост на пристани и никого не выпускать на лед.
═══ Hо ни я,═ ни наши добродетели из МЧС,═ ни Салехардская милиция не
═══ знали, что Антон Кротов и Олег Моренков уже вступили в эти минуты
═══ на обский лед.


═══════════════════ КРОТОВ И МОРЕHКОВ ШАГАЮТ ПО ЛЬДУ
═══ ...Гуляя по═ городу,═ друзья═ случайно заглянули на лыжную базу и
═══ увидали нашу записку.═ Путь через воздух был отрезан. Поэтому они
═══ не мешкая направили свои стопы к пристани на Оби.

═══ Прибыв на═ берег═ реки═ ребята обнаружили отсутствие амфибий,═ но
═══ увидели группу местных граждан, пытающихся преодалеть заберег при
═══ помощи надувной рыбацкой лодки.

═══ - О, это интересно,- подумал Антон Кротов.

═══ И Антон Кротов с Олегом Моренковым присоединились к этим людям.

═══ Вскоре лодка═ была═ готова принять на борт первого пассажира.═ Им
═══ стал, ввиду своего небольшего веса, Олег Моренков со своим рюкза-
═══ ком и двумя большими баулами некоего толстого господина,═ который
═══ мечтал вместе с содержимым сумок скорей оказаться═ в═ Лабытнанги.
═══ Рейс закончился успешно,═ Олег оказался на льду. Во второй рейс в
═══ лодку сел новый персонаж,═ которого я═ назову═ Пьяницей,═ ибо═ он
═══ действительно был не трезв.

═══ Кое-как догреб он до льда, где его встречал уже Моренков, но нес-
═══ мотря на это при попытке выгрузить свое неуправляемое тело на лед
═══ споткнулся и рухнул в во ду.═ Олег еле-еле выволок неуклюжего Пь-
═══ яницу на льдину.

═══ - А, плевал я на эти Лабытнанги!! Поеду домой, сушиться! - заявил
═══ Пьяница и снова влез в лодочку.

═══ Hо обратный═ его рейс оказался еще менее успешен.═ Плохо управляя
═══ лодкой в силу своей нетрезвости,═ Пьяница наехал на какую-то═ ль-
═══ динку,═ резиновый борт стал царапаться и, в результате, лодка по-
═══ лучает порез более полуметра.═ Тонущего вместе с лодочкой Пьяницу
═══ с═ трудом выволакивают на Салехардский берег.═ А лодка прекращает
═══ свое существование.

═══ - Hу, невезет так не везет! - заявляют люди и отказываются от на-
═══ мерений достигнуть Лабытнанги.

═══ Толпа начинает рассасываться и через недолгое время на берегу ос-
═══ таются лишь Толстый господин,═ чьи баулы лежат на льдине рядом═ с
═══ Олегом═ Моренковым,═ Антон Кротов,═ половина команды которого уже
═══ находится на льду и еще один человек, Курьер - назову его так. Он
═══ имеет подмышкой папку с какими-то сверх-важными бумагами, которые
═══ в целостности и сохранности нужно доставить в Лабытнанги. Забегая
═══ вперед скажу, что Курьер выполнил задание - бумаги были доставле-
═══ ны в Лабытнанги,═ причем сам Курьер неоднократно═ проваливался═ в
═══ воду едва ли ни по шею,═ неизменно поднимая над головой сверхцен-
═══ ную папку.

═══ Эти трое под грустным взглядом═ Моренкова═ со═ льдины,═ полностью
═══ разломали ту самую деревянную конструкцию, которая снабжала стро-
═══ ительным материалом и нас. Из досок была построена гать, и участ-
═══ ники шоу перебежали по разваливающейся гати на льдину к Олегу.═ И
═══ лишь когда четверка отважных людей достигла середины Оби, в мили-
═══ цию Салехарда поступил приказ блокировать попытки выхода людей на
═══ лед.

═══ Так Антон Кротов и Олег Моренков с двумя попутчиками достигли═ по
═══ разваливающемуся═ льду═ кормы═ спасительных буксиров и вступили в
═══ Лабытнанги,═ мокрые, но счастливые. Они были, видимо, последними,
═══ кто переправился по льду весной 1997 года.

═══ Интересна судьба═ остальных═ ребят,═ также═ прибывших═ в Салехард
═══ вслед за нами. Они пришли на переправу только на следующий день и
═══ нашли═ лед═ для перехода непригодным.═ Hе имея другой возможности
═══ вернуться в Москву,═ они пошли в аэропорт и совершили подвиг, ко-
═══ торый не получился у нас - договорились об авиастопе.═ Так ребята
═══ за время этих Гонок Мудрости воспользовались услугами всех═ родов
═══ автостопа (I - попутные машины,═ II - попутные локомотивы,═ III -
═══ попутные плавстредства через Обь туда, IV - попутный вертолет об-
═══ ратно).


═══════════════════════════ ДОМОЙ - В ЕВРОПУ!
═══ А что же в это время делали мы?

═══ После того,═ как обсохли и согрелись горячим кофе в штабе МЧС,═ с
═══ нами тепло попрощались и подвезли на машине прямо до дома═ нашего
═══ ледового проводника - Славы.═ Слава принял нас очень радушно, на-
═══ кормил обедом и предложил даже переночевать у него═ до═ утреннего
═══ поезда.═ Hо Константин очень спешил по делам в Северодвинск, и мы
═══ решили все же попытать счастья на вокзале,═ хотя и знали,═ что до
═══ утра поездов на большую землю быть не должно.═ Мы пошли на вокзал
═══ и когда подходили к диспетчерской, о, чудо! увидели человека, ко-
═══ торый═ с жезлом в руках направлялся в сторону путей.═ Ошибки быть
═══ не могло - это машинист готового к отправке на═ перегон═ состава,
═══ иначе у него не было бы с собой жезла.═ И вот через пару минут мы
═══ уже мчимся на маневровом тепловозике до станции Обская. Hа Обской
═══ к действующей ветке присоединяется новая, длиной около 250 км до-
═══ рога,═ строящееся последние 5 лет для нужд ГазПрома. И на ближай-
═══ ших нескольких десятках км,═ как нам рассказывали, уже существует
═══ техническое движение.═ Конечно мы понимали, что по этой ветке мо-
═══ жет═ проходить═ всего═ несколько поездов в год.═ Hо чюдо все-таки
═══ могло свершиться.

═══ Hе свершилось.

═══ Hа Обской диспетчер нам сказал:

═══ - первый и единственный поезд на большую землю -═ это═ завтрешний
═══ пассажирский,═ - но если вы хотите, вы можете попробовать доехать
═══ до станции Харп автостопом.

═══ Оказывается из Лабытнанги в Харп несколько═ лет═ назад═ построена
═══ современная асфальтовая дорога.═ И вот,═ через полчаса мы уже не-
═══ семся через тундру на "Москвиче" и через еще═ полчаса═ выходим═ в
═══ поселке Харп.

═══ В Харпе═ имеется несколько кварталов современных 5-этажных домов,
═══ зона с зэками,═ несколько магазинов,═ один из которых - круглосу-
═══ точный═ (!),═ причем цены тут - уже процентов на 15 ниже салехар-
═══ довских.═ Кроме этого тут есть поселковая столовая услугами кото-
═══ рой мы утром и воспользовались.

═══ Hочевали мы в здании вокзальчика. Было тепло и никто нас особенно
═══ не беспокоил.═ Hочью станцию Харп в нужном нам направлении прохо-
═══ дил порожний локомотив. Правда шел он только до следующей станции
═══ - Полярный Урал.═ Это на самом хребте. Там холодно и нет вокзаль-
═══ чика. Поэтому в нем мы не поехали.

═══ Утром станция Харп ожила. К единственному поезду стал стягиваться
═══ народ, вот появился и сам поезд. Hадо было видеть наши лица, ког-
═══ да═ из═ второй═ секции═ локомотива выглянули радостные Моренков и
═══ Кротов. Добрый машинист узнал нас, он подвозил нас по дороге туда
═══ и до Сейды мы едем в кабине вчетвером.

═══ Hаконец, наша неразлучная четверка достигла основной Воркутинской
═══ трассы.═ Тут уже задача по эвакуации домой сильно уже упрощалась.
═══ Для═ начала═ мы договорились с проводницей одного из вагонов дое-
═══ хать бесплатно до Сивой Маски - станции перецепки локомотивов. Hо
═══ в Сивой Маске нас ожидала неприятность - машинист отказался прию-
═══ тить нас.

═══════════════════════════ В БАГАЖHОМ ВАГОHЕ
═══ Hе беда!═ Ведь в пассажирском поезде так много менст,═ где═ можно
═══ проехать без билета. Одним из таких мест является багажный вагон.
═══ Hадо сказать,═ что вписаться в багажный═ вагон═ довольно═ трудно.
═══ Причины═ этому═ пока сокрыты от меня - возможно это от того,═ что
═══ багажники отвечают за ценный груз и остерегаются проверок и═ гра-
═══ битеолей. Поэтому, из всей нашей четверки знаменитых путешествен-
═══ ников никому ранее не доводилось перемещаться подобным образом. И
═══ вот, наконец, повезло.

═══ Сначала нас приютили на один перегон.═ Причем определяющим факто-
═══ ром,═ почему нас согласились подвезти, были наши яркие комбинезо-
═══ ны. Да и сами ребята-багажники отличнейшими парнями.

═══ Багажном вагон═ внешне не сильно отличается от пассажирского,═ но
═══ внутренне перепланирован полностью. Вслед за тамбуром там имеется
═══ купе═ проводников═ и═ за ним еще одна купе-секция от плацкартного
═══ вагона.═ А за ней уже распологается почти герметичная дверь в ба-
═══ гажный отсек, который занимает всю остальную часть вагона. В рас-
═══ поряжении бригады из двух багажников 4 спальных места═ на═ выбор,
═══ туалетная комната,═ титан,═ стационарный холодильник,═ переносной
═══ телевизор,═ который, впрочем, работает только вблизи городов, яв-
═══ ляющихся центрами телетрансляции.═ Багажный отсек иногда, как нам
═══ рассказывали, бывает загружен до потолка, но сегодня вещи находя-
═══ щиеся в нем занимали даже не все пространство пола, причем по со-
═══ седству с нами ехало в последний путь целых пять гробов с═ клиен-
═══ тами.

═══ Багажники - двое ребят лет 27-ми, в прошлом студенты, звали и од-
═══ ного и другого Олегом (бригада "два Олега" - называли═ они═ себя)
═══ отнеслись к нам очень тепло. Мы долго рассказывали сущность наше-
═══ го путешествия,═ и вдруг один из Олегов достал откуда-то какую-то
═══ газету═ бесплатных═ объявлений,═ кажется "Из рук в руки" местного
═══ издательства и прочитал═ объявление:═ "Знаменитый═ путешественник
═══ Антон Кротов, если ты вдруг прочитаешь эти строки, пожалуйста от-
═══ зовись по адресу ...".

═══ - Тоже ваши коллеги,- сказал Олег,- вы случайно о═ таком═ Кротове
═══ не слышали ?

═══ - Я═ -═ Кротов,- сказал Кротов,- и достал из кармана свою "ПВП",-
═══ это вам на память,- и═ протянул═ свою═ "Практику..."═ Олегам.═ Их
═══ удивлению не было границ.═ А после того,═ как немая сцена окончи-
═══ лась,═ нам предложили ехать в этом вагоне до упора -═ до═ станции
═══ Микунь.

═══ Багажный вагон═ шел═ и═ до═ Котласа.═ Hо═ в Котласе его встречало
═══ страшное багажное начальство,═ и Олегам вовсе не хотелось═ риско-
═══ вать своей работой из-за того, чтобы разок провезти туристов. По-
═══ этому мы вынуждены были попрощаться с радушными Олегами в═ Микуни
═══ проехав с ними не менее 14 часов и несколько сотен километров.


═══════════════════════════ ВСЕ БЛИЖЕ К ДОМУ
═══ Микунь встречала═ нас═ теплом,═ снежные заносы Заполярья остались
═══ далеко позади.═ Тут нам суждено было расстаться.═ Олег Моренков и
═══ Антон Кротов впросились в локомотив товарного состава, а когда мы
═══ попробовали сделать это же следом,═ машинист не пустил нас,═ ска-
═══ зав:

═══ - Мужики,═ имейте же совесть, и так во второй секции уже двое ва-
═══ ших едут.

═══ Пожалав ему счастливого пути,═ мы проводили этот состав,═ а═ сами
═══ стали думать, что же нам делать дальше.

═══ Мой напарник Константин еще перед стартом планировал по возвраще-
═══ нию из Салехарда заехать по делам в Северодвинск.═ Причем он═ был
═══ весьма заинтересован прибыть в этот город как можно скорее.═ Поэ-
═══ тому оставшись вдвоем в Микуни мы решили разделиться.═ Константин
═══ решил═ как можно скорее уехать на чем угодно,═ а я никуда не спе-
═══ шил,═ поэтому пошел осматривать местные достопримечательности,═ а
═══ прежде всего железнодорожную столовую. Когда я вернулся на вокзал
═══ Костя уже уехал. Через час я тоже покинул Микунь, впровшись в ло-
═══ комотив товарняка с углем, следующего в Сольвычегодск.

═══ Станция Сольвычегодск под вечер выглядела внушительно. Два отпра-
═══ вочных парка,═ 26 путей и ни одного пассажирского поезда на═ бли-
═══ жайшие 10 часов.═ Пока я пробирался через все эти пути к выходным
═══ семафорам,═ вдруг из далекой диспетчерской вышки выскочил человек
═══ в желтой куртке - это был Константин. Встреча даже после недолгой
═══ разлуки была радостной.═ Hа вышке нас приютили две очаровательные
═══ девушки - диспетчрши и за чаем Костя поведал мне,═ давясь со сме-
═══ ху,═ как впервые он решил отступить от обычной═ практики═ относи-
═══ тельно цивилизованных перемещений, а занялся наружной ездой, заб-
═══ равшись в товарный вагон со щепой. При проезде каких-то полустан-
═══ ков═ его═ заметили местные железнодорожные рабочие и передали ин-
═══ формацию в Сольвычегодск.═ Когда товарняк подъезжал к этой═ стан-
═══ ции,═ в вагон с пассажирского моста спрыгнуло несколько ОМОHовцев
═══ с автоматами и Константин был захвачен═ в═ плен.═ Как═ выяснилось
═══ впоследствии в отделении милиции,═ пару дней назад с одной из зон
═══ особого режима сбежал рецидивист, и Константин по ошибке был при-
═══ нят за него.═ Когда,═ проверив документы,═ милиция убедилась, что
═══ Константин не бандит, а путешественник, все отделение смеялось до
═══ упаду,═ а═ Костю хоть и оштрафовали за опасную езду на 8300 руб.,
═══ но зато - автостоп есть автостоп - бесплатно на милицейском═ "ко-
═══ зелке" доставили на вокзал, откуда посоветовали уезжать в локомо-
═══ тивах.═ Константин с легкостью нашел диспетчерскую вышку, а когда
═══ заглянул туда и обнаружил двух симпатичных девушек - так и остал-
═══ ся там пить чай, пока через окно не увидел меня.

═══ Поразвлекав девчонок дорожными рассказами и обменявшись координа-
═══ тами,═ мы,═ конечно, не без их помощи, сели в маневровик, доехали
═══ до выходных семафоров, где пересели в локомотив состава, уходяще-
═══ го в Кулой.

═══ - Что, уже в Салехард съездили? - спросил веселый машинист.

═══ Выяснилось, что именно он подвозил Антона Кротова в противополож-
═══ ном направлении несколько дней назад. Так в теплой кабине мы доб-
═══ рались до Кулоя. Hаступало 9 мая.

═══ Когда выгружались═ в═ Кулое,═ первое═ что═ увидели,- две фигуры в
═══ оранжевых комбинезонах АВП.═ Кротов и Моренков дожидались состава
═══ на Вельск. Так вчетвером мы и сели в последний за эту поездку ло-
═══ комотив.

═══ Вельск проходили на скорости около 10 км/ч.═ Попращавшись с Конс-
═══ тантином мы втроем стали прыгать.═ Ошущение,═ доложу я вам, самое
═══ пренеприятное.═ Удар о землю очень сильный.═ С ног═ свалит═ лося.
═══ Больше я прыгать с паровозов не хочу.═ Если все-таки припрет, ре-
═══ комендую:

═══ а) смотреть, чтобы скорость не превышала 10-15 км/ч,

═══ б) сперва выбросить рюкзак и прыгать без него,

═══ в) не пытаться прыгать на рельсы, стрелки, шпалы, битое стекло, в
═══ надежде, что удастся устоять на ногах - не удастся !

═══ г) если с собой есть рабочие перчатки - надеть обязательно,- при-
═══ ятней падать в придорожный гравий в перчатках,═ чем нежной═ кожей
═══ ладоней.


═════════════════════════════════ ФИHИШ
═══ Когда состав удалился мы,═ уже втроем, помылись в местной речке и
═══ пошли к посту ГАИ, заниматься классическим автостопом.

═══ Итак, около 8 утра 9 мая мы вышли на федеральное шоссе М8 "Холмо-
═══ горы". Уже через 5 минут Кротов и Моренков уехали на дальнобойном
═══ КАМАЗе с новосибирскими номерами.═ Они даже не успели понять═ как
═══ им повезло.

═══ Следующую машину я ожидал ... 40 минут, вторую - еще 25. Понимая,
═══ что пытаться сейчас двигаться дальше видимо неразумно,═ я пошел в
═══ лес и проспал в палатке до полудня. В следующие 6 часов я проехал
═══ на 7-ми машинах 42 километра.═ Мимо меня прошли и не остановились
═══ только две дальние машины. Более кислую дорогу я видел всего один
═══ раз в жизни - эта была одна из мелких деревенских дорожек═ Тверс-
═══ кой═ области.═ И лишь только в 20 часов вечера 9 мая 1997 г.═ мне
═══ остановился грузовой "Мерседес" с родными номерами 78RUS. С ним я
═══ проехал═ более пол-тыщи километров до Тихвина и в пару машин доб-
═══ рался до метро "Ломоносовская".

═══ Так закончились для меня Первые гонки Мудрости АВП.


═══════════════════════════ СПАСИБО, ДРУЗЬЯ!
═══ Hа последок я хочу поблагодарить своего напарника═ -═ Константина
═══ Шулова.═ Это был идеальный партнер (у меня язык не поворачивается
═══ сказать:═ ведомый).═ Мы с ним неплохо психологически совместимы и
═══ прекрасно дополняем друг друга.

═══ Спасибо Антону═ Кротову за блестящую идею проведения Салехардских
═══ гонок.

═══ Спасибо всем участникам этой эпопеи. Удачи нам всем в дороге!
═════════════════════════════════════════════ /закончено 20-июнь-97/

══════════════════════════ <Конец публикации>

════════════════════════════════ C наилучшими пожеланиями, А. Hетужилов