#TPACCA Рассказы о путешествиях
СНОВА ДОМА

-- Это не идет ни в какое сравнение с хитч-хайкингом по Западной
Европе.  Там от Бреста до Лондона (включая переправу через Ла-Манш) я
добирался за 2,5 дня. Европа -- это фитюлька. Сейчас же я прошел 27,5
тыс. км на попутном транспорте и еще 8 тыс. км пролетел на самолете
из  ью-Йорка в Петербург. Стартовал из Петербурга 8 февраля, вернулся
в родной дом ночью 30 сентября, то есть отсутствовал без малого 8
месяцев.  е было таких людей, которые прошли автостопом наши Севера,
пересекли Америку... Я первый в одиночку прошел такой путь, это
точно.

У меня была картонка, на нее я прикалывал листы бумаги, на которых
крупными буквами писал место назначения. Водитель видит эту надпись,
мой рюкзак, внешний вид, возраст.  и в коем случае нельзя надевать
черные очки, "блатные" кепочки. Водитель должен видеть твои глаза.
Если ты вызываешь доверие, то тебя возьмут. Делают это в основном
такие же чудаки, как ты сам, те, кто сами когда-то автостопили.
ормальные люди не берут и проскакивают мимо. А чтобы взяла женщина,
да еще вечером -- это случается крайне редко. Садясь в остановившуюся
машину, я четко знаю, куда мне надо ехать, для это у меня имеются
подробные карты. Зимой я еду в основном от автозаправки до
автозаправки.  а Западе к автостопщикам привыкли и об оплате разговор
не возникает. В России все совсем не так.

СТАРТ

В последнюю ночь перед стартом я занимался укладкой рюкзака, у меня
ничего не влезало. Маленькая итальянская палатка, теплый спальный
мешок, теплые и ветрозащитные вещи, примус, продукты, бензин, белье,
носки, шапочка, всякие мелочи, карманные словари... Еще взял
английское искусственное питание, которое мне подарили в прошлой
экспедиции. Все вещи в единственном экземпляре, выкинуть ничего
нельзя. Даже от карт отрезал ненужные мне районы -- сокращал вес. В
конце концов из дома я уехал в валенках, напялив на себя максимальное
количество одежды. А в руках появилась большая сумка.  Свой рюкзак
(110 л) я не взвешивал. О его весе говорит то, что нести его я мог, а
вот поднять и надеть на себя -- уже нет. Денег у меня с собой было
немного -- 150 тысяч рублей, да около 300 долларов на визы.

Из дома я доехал на метро до станции "Звездная", а затем стал
голосовать на Московском шоссе.

СИБИРЬ

По автодороге можно ехать на чем угодно. От Петербурга до Красноярска
стабильная трасса, есть автозаправки. Подбирают и грузовики, и
легковушки.  По просьбе российской книги рекордов "Диво" я ставил
отметки в местах, через которые проезжал.  о не всегда удавалось. В
Красноярске, например, на почте поставить штамп в "маршрутке"
отказались категорически. Добрался до Красноярска 18 февраля, за 10
дней.

Из Тайшета в  ерюнгри ехал на попутных тепловозах по северной ветке
БАМа, другого пути и транспорта там нет. Подходишь на станции к
тепловозу и честно говоришь, что идешь вокруг света. Машинисты
смеются, но берут.  Доехал по западным меркам быстро, ведь
расстояние-то большое.  о я практически нигде не останавливался на
ночлег -- кантовался на автозаправках или в кабинах машин. Гнал,
поскольку надо было попасть к апрелю на Чукотку.

ЯКУТИЯ

От  ерюнгри (это на границе Саха-Якутии) идет автотрасса на Якутск,
до него 820 км. Пересекаем Становой хребет. Там уже договариваешься с
водителями тяжелых грузовиков, так как дальше могут пройти только
они.  ачиная с Якутска приходилось сутками жить в поселках, ожидая
попутной оказии. В Усть- ере (это столица Оймяконского района, полюс
холода Северного полушария) я застрял на две недели.  арвался здесь
на -57 5о 0С. Спасает только то, что там нет ветра. В тех краях ты
постоянно привязан к машине, поселков по дороге нет, поэтому спишь
прямо в кабине, мотор постоянно работает.  Машины ездят обязательно
парами, как альпинисты на восхождении, чтобы один мог выручить
другого.

В Усть- ере, например, по совету друзей я нашел А.Казакова, отличного
мужика, кэмээса по туризму, заместителя главы местной администрации.
Он мне помог устроиться ночевать, найти транспорт. Так меня выручали
и в Певеке, и в Анадыре, и в других местах.

Очень трудно было попасть из Усть- еры в поселок Зырянка на Колыме.
Между ними никаких поселков и людей.  еделю проторчал с двумя
алкоголиками прямо в тайге, у них поломалась машина. Ехал с ними
десять дней, хотя можно было добраться за трое суток. От Зырянки
дорога идет прямо по реке Колыме до пос. Черского, оттуда на
Билибино, где расположена единственная в Заполярье АЭС. Дальше Певек,
а это уже Чукотка.

ЧУКОТКА

Якутию я прошел за 24 дня, на Чукотку потратил 48. Больше времени
уходило на поиски транспорта, чем на саму езду.  а всем пространстве
от Якутска до Чукотки постоянной дороги нет. Только зимники -- колея
в снегу, пробитая машинами, и только случайный транспорт. Впечатления
очень яркие. Во-первых, красивая и суровая природа, и я счастлив, что
побывал там. Во-вторых, изумительные люди. Шоферы помогали всегда.

Мне говорили, что после Певека пойдет нормальная погода. Поэтому я
там сдуру оставил самые теплые вещи -- пуховку, одежду из гортекса.
Оставил механику подвозившей меня автоколонны, он обещал все выслать
в Питер, да так и не прислал. А на Чукотке дули такие сильные
ветра...

Путь по ней -- через сплошные горы и перевалы. Верхоянский хребет,
хребет Черского... Вокруг дикая, но красивейшая природа.  икаких
следов пребывания людей. Целые горные страны местные называют одним
именем -- допустим, "Антон". Перевалы, долины, хребты -- это все
"Антон". В одном месте мы остановились около речки, чтобы
подремонтироваться, так я бежал назад целый километр, чтобы
сфотографировать единственный человеческий след -- деревянную
табличку с написанным от руки названием перевала. Конечно, путь тут
очень опасен. Водитель на своем 16-тонном КрАЗе везет 30 тонн труб.
Вверх на перевал машина ползет, надрываясь, очень медленно -- 1 км/ч.
Вниз же летит как по бобслейному желобу.  ам попадались свежепробитые
колеи в сторону от дороги -- улеты. Что-то случилось с машиной, она
сорвалась и упала вниз.

Водители Севера -- отчаянные люди, авантюристы, ковбои трассы без
шляпы и кольта. Жуткие здоровяки. Такой парнишка -- рост 193, вес за
сто килограммов, выскакивает на мороз в одной рубашечке и шлепанцах.
В машине ревет магнитофон, за сидениями печь-радикулитка, ездят в
рубашечках с открытым окном. В кабине +40, а на улице -40. Раций нет.
В пути поломка на поломке. Кстати, при отсутствии ветра за железо на
морозе можно браться руками спокойно, но они должны быть сухими.
Чуть-чуть влаги -- и на металле остается твоя кожа.

Между республикой Саха-Якутия и Чукоткой дорог нет, особенно зимой.
Мне повезло: мы встретили в тайге пять "Уралов" и "каскадера" на
" иве", которые шли в пос. Черский. Пришлось мне 10 дней спать в
забитой вещами " иве". Жарко и весьма неудобно. Это был очень тяжелый
кусок пути.

Так я добрался до Певека, далее доехал с какими-то буровиками до
поселка Эгвекинот в заливе Креста. Оттуда мне надо было попасть в
бухту Провидения, откуда самолеты летают в  ом на Аляску.

БУХТА ПРОВИДЕ ИЯ -- А АДЫРЬ

Между Эгвекинотом и бухтой Провидения нет даже зимников. Мне
посоветовали добраться до Анадыря, сказав, что в следующем месяце на
Аляску полетит местный губернатор.  о сначала надо было выбраться из
залива Креста. Там тоже есть местный аэропортик, самолеты летают, но
цены на билеты страшные.  Мне опять повезло. Разговорился там с
какими-то мужиками. Это оказался экипаж самолета, который должен был
вот-вот улетать. Один из них занимался альпинизмом. Мы быстро нашли
общий язык. Он говорит: " адо? Пошли!" Берем рюкзак, выходим через
боковую дверь на поле. Паспорта и билеты никто не проверяет,
полнейший коммунизм. Выяснилось, взяли меня в грузовой самолет,
который вез какого-то начальника и бараньи туши.  ачальника оставили
в грузовом отсеке, меня завели в кабину, усадили в кресло.  ачали
объяснять какие где приборы, что мы видим под собой на земле. В
общем, до Анадыря я долетел классно.

Прилетел туда 28 марта и застрял. Мне посоветовали найти Володю
Сертуна, фотографа, туриста. У него я прожил четыре недели. В конце
концов дождался международной гонки на собаках " адежда" и в их
грузовом самолете, вместе с собаками, улетел 21 апреля в бухту
Провидения.

Там, к счастью, находились американцы из Порт-Олсфорда, маленького
поселка на Аляске. Они привезли на самолете своих школьников на
экскурсию. Я поговорил с Гленом Олсфордом, он посмотрел мою канадскую
визу в паспорте, сказал "o`key", и примерно через пять дней (27
апреля) я улетел вместе с детьми на Аляску. Трений с пограничниками
не возникло, они проверили паспорт и пропустили, хотя рассматривали
меня с интересом -- чокнутый. Мой рюкзак перекрыл половину
шестиместного салона самолета...

АЛЯСКА

До пос.  ом на Аляске мы летели минут 40, а до Порт-Олсфорда -- около
2 часов. В Беринговом проливе пересекли линию смены дат и на Аляске я
оказался в предыдущий день -- 26 апреля, а затем снова пережил 27
число.  Когда летел, посмотрел сверху на Берингов пролив, через
который я хотел перебраться "своим ходом". Там оказалась
незамерзающая полоса воды километров 30. Если мне кто-то теперь
скажет, что перешел Берингов пролив по льду -- не поверю. Даже
учитывая различные погодные условия в разные годы, мне представляется
это проблематичным.

В Порт-Олфорде я задержался на три дня по приглашению Глена. Сходил в
одиночку на вершину Тоннелия (высотой около 3500 м, точно никто не
знает).  Тяжело очень было -- 12 часов работы. Это одно из самых
ярких впечатлений всего путешествия.

Был солнечный день и с утра я не собирался на гору. Решение возникло
во время прогулки по ее окрестностям. Мои вибрамы держали на снегу
нормально, я нашел палку, похожую на альпеншток, и пошел вверх. Видел
свежие следы медведей. В одном месте попался неприятный участок с
жестким снегом. Если бы там упал, то скатился бы вниз и сильно
ободрался.  а вершине оставил флажок и записку. Погода была отличная
и спускаться я решил по короткому пути -- снежному склону прямо к
озеру.  о снег уже раскис и я стал проваливаться по пояс. Через пять
минут промокли ботинки, не приспособленные для снега, стали мерзнуть
ноги.  ашел камень, залез на него, отжал носки и стельки, отогрел
ноги. Снова обулся и пошел. Через пять минут повторилось все снова.
Под конец очень устал, мог вообще не дойти.

От этого поселка дальше дорог нет. Любезный Глен подкинул меня на
самолете до Анкориджа (180 миль), откуда начинается Аляска-хайвей --
асфальтированная пустынная трасса. Однажды я прождал авто три дня;
пришлось ночевать в лесу. Людей нет; лоси, северные олени, горные
козлы выходят прямо на асфальт. Аляску я прошел за 9 дней.

КА АДА

По Аляска-хайвею я отправился к востоку на Уайтхорс (столица
территории Юкона), далее Эдмонтон, Калгари, потом Банфф
(альпинистский центр всей Канады), затем на юго-запад до Ванкувера и
Сиэтла (это уже США). Я выбрал более длинный путь, но зато и более
интересный. Канаду я пересек за 12 дней. В этой стране стоило бы
задержаться, там везде прекрасные люди, которые вызывают большую
симпатию. Смелые, не жадные, активные, всегда помогают.

ачиная с Анкориджа, я ночевал только в палатке. Гостиница -- дорогое
для меня удовольствие.  апример, сутки в мотеле (даже не гостинице!)
в Калифорнии стоят $80. Меня предупреждали насчет грабителей, но за
все время -- ни в России, ни в Америке -- я не встретил ни одного
плохого человека.  Чем уходил дальше от Урала, чем меньше было людей,
тем они лучше. У многих где-то внутри живет такая мечта: самим
убедиться, что Земля круглая.  Отправиться на восток, а приехать
домой с запада.

США

В Сиэтле у меня были знакомые альпинисты, несколько семей. Задержался
там надолго -- хотел попасть на прием к хорошему врачу. Оказалось,
это очень сложно, требовались большие деньги.  и их, ни медицинской
страховки у меня, естественно, не было.

Добрался 8 июня до Фресно (примерно посередине между Сан-Франциско и
Лос-Анджелесом) и жил там 3,5 месяца -- у брата моего польского
друга-альпиниста, врача по профессии. Обнаружили у меня рак, и
довольно запущенный. Пока проходил курс лечения, съездил в
Сан-Франциско, в национальные парки "Кингс-Каньон", "Секвойя" и
другие, на границу с Мексикой.

Лечение существенно не помогло и я решил возвращаться домой. Мне
сказали, что в Сан-Франциско никаких российских пароходов уже нет. Я
раздумывал: сразу лететь в Питер или осуществить все же свою мечту,
закончить "кругосветку". Решил пересечь Америку до  ью-Йорка, в
котором можно было найти наш пароход, и доплыть до Европы.

Это очень трудно -- пересечь США. Тут, по сравнению с Европой, очень
тяжелый хитч-хайк. В Европе, исключая бывшие соцстраны, везде очень
хорошие автострады; можно быстро поймать машину на автозаправке или
при выезде на трассу. В Америке же заправки расположены обычно внутри
города, и если тебя высадили около нее, то потом очень сложно найти
нужную дорогу.  Водители-американцы в основном эгоисты, очень
запуганные преступностью на дорогах. Остается ждать такого же, как я,
раздолбая или ХЧ ("хорошего человека").

Много фривеев -- дорог, на которых скорость никак и ничем не
ограничена.  Четыре полосы, ни перекрестков, ни переездов, ни
светофоров.  Останавливаться можно только в случае аварии и только на
четвертой полосе.  В районах с большой загруженностью дорог по
первой, самой скоростной, полосе имеют права ехать только машины с
двумя и более пассажирами. И это свято соблюдается, поскольку
установлены мощные, до $500, штрафы за нарушения. В Европе таких
строгих правил нет. В Штатах нельзя оставить свои вещи и отойти --
украдут. В калифорнийской пустыне сложно найти воду, в городе сложно
найти кипяток, сложно развести примус -- везде цивилизация, кишат
люди. Трудно с ночлегом, лесов нет. В Европе все гораздо проще,
кипяток можно найти в любом придорожном кафе. Второй бы раз я один
через США не поехал.

Пересек я Штаты по такому маршруту: Фресно -- Лас-Вегас ( евада) --
Аризона --  ью-Мексико -- Оклахома-Сити -- Сент-Луис -- Индианаполис
-- Колумбус -- Питтсбург --  ью-Йорк. Здесь я жил несколько дней у
знакомых, бывших жителей Минска. Выяснил, что уже никаких пароходов
наших нет. Чтобы попасть на эстонский, надо платить по $40 в сутки за
каюту (всего около $800).  "Пароходостопом" никто не берет, это не
автомобиль. Поэтому возвращался самолетом -- за $370 прямо в
Петербург.

Из-за болезни я не замкнул последнюю часть своего путешествия по
Латинской Америке, Африке и Европе.  е провел, как задумывал, встречи
с альпинистами в Штатах. Я надеялся там читать лекции и привезти
деньги для своего фонда.   о увидел, что многих, особенно в США, это
не колышет. Это все грустно. Я хотел сделать книгу об этом
путешествии, вел какие-то записи, а сейчас уже не хочется...