Типа путешествие по Европе, и все такое. #TPACCA
#TPACCA Рассказы о путешествиях

Типа путешествие по Европе, и все такое.

-Слушай, Бивис, зачем ты палец вверх поднял, типа по репе хочешь?

-Ты че, баклан, я, типа, крутой автостопщик!

Beavis&Butt-Head, том 79 стр. 143.

 

 

Features:

 

 

День первый. 24 июля.

После получения в четверг долгожданной испанской визы на 30 дней было решено ехать в пятницу, поскольку стартовать в выходные гиблое дело - одни дачники. Поэтому на сборы было всего часа два.

Итак, с собой я взял палатку, коврик, легкий спальник, походный примус, фотоаппарат, банку тушенки, автомобильную карту Европы, фонарик, всяческие принадлежности для личной гигиены и одежду. Всего получилось 12 кг с рюкзаком. В будущем вес рюкзака варьировался, достигая 15-16 за счет еды, но ниже не опускался никогда. Типичный набор для покорения Европы.

Стартовали мы от МКАД, на минском шоссе. Была пробка, поэтому пришлось пройти километра два до какой-то развязки. В голову постоянно лезли мысли типа: ⌠А не повернуть ли мне обратно, что я с ума сошел, что ли? Два мужика, да кто же нас к себе посадит?■.

Главная проблема около Москвы - все хотят денег. Но, наконец-то, нас посадил к себе парень лет 25 на Оке, и провез километров 150. Все. Отступать некуда. Москва уже позади.

В наших планах было доехать за один день до ⌠после Минска■, чтобы на следующий день пересечь границу и попасть в Польшу. Наивные. За первый день мы проехались на 5 машинах. От старенького, еле дышащего Москвича до фургончика Форд, который нас провез очень много √ от Смоленска почти до Минска.

Запомнился молодой парень на VW, который рассказывал, как он каждый год меняет машины. Схема такая. Сначала он продает старую машину. С деньгами и друзьями едет в Германию, где покупает подержанную, но лучше, чем у него была, и на ней две неделе ездит по Европе. Затем привозит в Москву, растамаживает и катается год. Летом опять продает, и т.д.

При въезде в Республику Беларусь обменял двадцать рублей русских на много зайчиков беларусских. Макулатура! Но купить что-нибудь можно. Первое впечатление - все раза в три дешевле, чем в Москве.

Последняя машина высадила нас на середине минской объездной, уже затемно. Место для ночлега пришлось искать с фонариком. Нашли вроде неплохой лесок. Утром оказалось, что это не лесок, а просто полоска леса между полем и дорогой. И грибников вокруг полно.

День второй. 25 июля.

Начался он плохо (да и закончился не лучше). Субботнее утро. Минская окружная. Тут вообще кто-нибудь ездит? Машины проходят раз в 5 минут, в основном фуры. То есть нам ничего не светит. Стояли часа три. Проблема усугублялась тем, что хотелось есть. Единственная банка тушенки была съедена вмиг. Купить ничего нельзя √ просто негде. В единственном ларьке около заправки продавалась только водка и что-то еще не менее крепкое. Но зачем нам водка? Наконец, в час дня нас подбирает белый мерседес с семейной парой, и везет до конца объездной. Около того места, где нас высадили, было кафе, куда мы и направились же направились. Кафе явно бандитское: длинноногая официантка в короткой юбке, бугай на входе, который нас вежливо встретил словами: ⌠Может оставите рюкзаки в машине?■, блатная музыка, и т.д. и т.п. А цены меньше, чем в столовой ГЗ МГУ. Но зайчиков нам хватило только на пару яичниц.

Почти без приключений добрались до городка за 50 км до Бреста. Когда ехали на фуре, водитель пытался снять каждую придорожную проститутку. А их там много!

Тут начиналось самое интересное. Остановилась машина VW(а надо сказать, что вся Беларусь ездит на подержанных немецких машинах, их больше, чем родных жигулей). Драйвер, узнав, куда мы направляемся, предложил альтернативный вариант: оказывается, в 30 километрах севернее Бреста, есть еще один переход, Высокое, у которого гораздо меньше очередь, и он как раз туда едет! Повезло, так повезло. Едем. По пути узнали, что он там родился, и что там под землей военная база. Высадив нас в Высоком, показал на дорогу, по которой до поста 5 км.

⌠Пройдем пешком!■, думали мы. Надо заметить, что мы хотели есть, и что у нас осталось ну очень мало зайчиков, которых еле-еле хватило на черствый батон в местном магазине (магазин тоже замечательный √ дефицит! Давно такого не видел.) Вдруг поймали совсем раздолбанную копейку, которая провезла нас совсем чуть-чуть. Итак, идем спокойно к границе, жрем зеленые яблоки, никого не трогаем. Вдруг около нас с визгом останавливается Нива, оттуда выбегает двое в камуфляже, и требуют объяснить, что мы делаем в 5-километровой приграничной зоне + наши документы. Выслушав наши объяснения, и записав наши данные, пограничник произносит, смакуя каждое слово: ⌠А вы знаете, что тут не русско-польский переход, как в Бресте, а беларусско-польский■. Тут до нас доходит, как мы влипли. Нас отвозят обратно до Высокого, где высаживают на дорогу, ведущую в Брест. Из-за полного отсутствия машин мне начинает казаться, что все эти 36 километров придется пройти пешком и на голодный желудок. Проходим километров 5 и ложимся спать, серьезно опасаясь быть съеденными волками. Вокруг ведь девственный лес.

День третий.26 июля.

Начался с марш-броска еще на три километра, после чего нас все-таки подобрала машина, в которой сидела молодая женщина с двумя маленькими детьми(!). Оказалась, что она жена вчерашнего пограничника. Все-таки нам везет. Наконец-то мы в Бресте.

От Бреста до поста √ километра два. Всего ничего, но я умудрился потерять свой фотоаппарат. Оставил его на месте, когда влезал в машину.

Тактика перехода через границу такова: нужно купить польский ваучер на два дня, что я якобы забронировал место в гостинице. Стоит немного √ меньше 5$. Затем подсесть в какую-нибудь машину, поскольку пешего перехода там нет. Но мы не можем без приключений. Нам попадается машина с польской панной, которая обещает нас перевезти, только ей нужно куда-то заехать тут, ⌠за сигаретами■. Едем с ней. Оказалась что она контрабандистка. В машину, за обшивку, под сиденья, под капот на наших глазах был засунут целый ящик сигарет West. Досталось даже нам √ во все карманы. Слава богу, на границе все обошлось.

Мы в Польше! На первый взгляд, почти не отличается. Даже рекламные надписи везде по-русски (например: ⌠Мебел■). Каждая вторая машина √ польский Фиат, больше похожий на наш запорожец, но еще меньше. До вечера проезжаем полпути до Варшавы на трех машинах. Общение с водителями √ очень приятное. Они тебе по-польски, ты им по-русски, и все всё понимают. Из разговора с двумя рыбакам, ехавшими на рыбалку в старом фургоне:

Первый:

-У нас рыба вот такая, - показывает метр с лишним.

Второй:

-Да че ты им брешишь, они же разумеют.

-Да не разумеют!

-Разумеют!

Мы:

-Разумеем!

Первый:

-#$^##$^!

Вот так и общались.

Злотых мы нигде не обменяли, да и магазинов поблизости не было, и поэтому к жажде еды добавилась жажда воды. Пришлось совершить набег на ближайшее картофельное поле и вспомнить пионерские времена √ запечь картошку в костре. Так и поужинали.

День четвертый. 27 июля.

Проснулся я с одним желанием - есть. Было воскресенье, утро, почти все машины забиты, люди едут отдыхать. Поэтому стопили довольно долго, около часа. До Варшавы доехали на трех машинах часам к четырем. Причем один водитель был польским негром (что не мешало ему носить толстую золотую цепочку на шее), а другой просто немец на заряженной BMW M5. По приезду на вокзал он нам любезно помог отыскать поезд на Прагу. Он о нас слишком хорошо думал.

Варшава нас встретила нас цивилизацией и солнцем. Первое √ Макдональдс. Втрое √ университетская столовая, где дешево и вкусно. Потом город. Город сильного впечатления не произвел. Единственное достопримечательность √ Staro Mesto в центре города, старые дома, узкие улочки, куча кафе под открытым небом и ресторанов. Играет живая музыка. После четырех дней лишений я почувствовал себя почти счастливым. Как потом оказалось √ это типично для любого европейского города, но по первому разу на меня все это произвело впечатление.

Погуляв по городу, стали искать место для ночлега. Если Вы до сих пор думаете, что мы приличные люди, то Вы глубоко ошибаетесь. Ибо даже в городах мы спали на улице. В парках и не только, где придется. Илюха предложил пойти спать на берег реки. Там можно искупаться и постираться, сказал он. Я до сих пор жалею, что его не отговорил. Берег песчаный, поросший ивняком. Мы совершили еще одну ошибку √ легли без палатки, только на ковриках и в спальниках. Началось все с того, что метрах в 20 от нас куча подростков решила устроить небольшой пикник. Они жгли костер и пели песни. И это в 12 часов ночи. Ходили кругом, ломали ветки для костра. Когда один все-таки на нас наткнулся, я сказал ему Hi и помахал ручкой. Похоже, он сильно испугался.

Но это все мелочи. Часа в три ночи пошел дождь. Сначала маленький. На все мои уговоры поставить палатку Илюха не поддавался, аргументируя это тем, что у него ⌠есть пленка■. Ну-ну. Потом дождь пошел еще сильнее и превратился в настоящую грозу. Когда мы наконец поставили палатку, точнее даже не палатку, а тент от нее, то все наши вещи были мокрые, и, что самое плохое, все вещи были в песке. Песок был повсюду √ даже в зубной щетке. Забегая вперед, скажу, что высушить вещи удалось только к Италии, а от песка до конца путешествия я так и не избавился.

День пятый.28 июля.

Было решено сегодня выбираться из Варшавы. Так как мы всю ночь не спали из-за дождя, и он все продолжал идти, настроение было хуже некуда. Опытные мы запаслись консервами в супермаркете, и пошли к выезду из города. Вообще, в нашем путешествии самым трудным было выехать из города. Впрочем, из Варшавы мы выехали довольно просто. Из центра идет автобус прямо до того места, где уже можно начинать стопить. Дождь то лил, то нет, и когда, наконец, он превратился в ливень, нас все-таки подобрали. До поворота на Вроцлав нас везло две машины: один грузовик √ совсем чуть-чуть, и молодой парень на маленьком Fiat Chinqochento вез нас долго, 200 км. Еще 3 машины, и мы за 150 километров до Вроцлава. Причем один из водителей был тоже автостопщиком и путешествовал даже по Австралии. Но провез нас очень мало. Тучи ушли, в небе ни одного облачка.

Последняя машина была очень интересная: мы ее даже не ловили. Это был STAR, что-то вроде нашего КАМАЗА, но древнее. Мы шли на выход из очередного городка. Я заметил, что позади нас едет этот самый STAR, с такой же, как и у нас, скоростью, а водитель пристально смотрит на нас. ⌠Пускай себе смотрит!■ - думал я и шел дальше. Вдруг он забибикал и стал махать рукой: заходите, мол. Вот он нас и довез до Вроцлава. После этого я на таких машинах не езжу: у меня еще долго болела голова от шума, грохота и тряски. Но мужик попался замечательный. Во-первых, завез на артезианскую скважину, где мы наполнили водой все свои бутылки, а во вторых, пригласил к себе домой, где накормил и напоил чаем.

Живет бедно, с женой и ребенком лет 12, который в это время был в отъезде, в пионерлагере. Квартира маленькая, двухкомнатная, с непонятной планировкой, так как в старом доме. Дом находится в самом центре Вроцлава, и, что самое интересное, стоит прямо над рекой, одним концом на берегу, а другим на острове. По подвалу течет вода, а весной затопляет. Один раз было, что воды в квартире было полметра (ведь у них первый этаж). И всегда много комаров. Мужик ругал власти, и то, что по телеку показывают одни американские боевики.

Мысль о том, что еще сегодня ночью мы мучались под дождем в Варшаве, меня очень забавляла. Казалось, что прошла целая вечность. Как плохо день начинался, и как хорошо он заканчивался!

Ночевать он нас у себя не оставил, хоть мы и не просили (но надеялись). Отвез на выезд из города, в парк, где замечательно поспали. Сон омрачался только мокрыми спальниками и дождем, от которого мы заблаговременно укрылись в палатке.

День шестой.29 июля.

Этот день особенно ничем не запомнился. Долго и медленно ехали. От Вроцлова до Находа на польско-чешской границе.

Запомнились последние километры Польши, когда начались живописные холмы, плавно перешедшие в небольшие горы. Мы ехали по долине, где недавно произошло наводнение, и видели вывернутые деревья, перевернутые машины и смытые дома. То тут, то там на самых высоких горах виднелись замки. Нам очень хотелось высушить свои вещи, особенно спальники. Несколько раз, завидев просвет и солнышко, мы выкладывали вещи на травку, но стоило нам это сделать, как начинался дождь. В последней машине в Польше старая супружеская чета немцев подарила нам десять марок. Их растрогало то, что Илья, как и их сын, учится информатике.

Имея печальный опыт прохождения польской границы, мы готовились к худшему, особенно узнав, что пеших переход закрыт, (а было уже десять часов). Но ничего, нас без всяких проблем пропустили там, где оформляют машины. Итак, мы в Чехии. Третья страна на нашем пути, считая Беларусь.

Кажется, что едим мы уже очень много времени, а ведь еще меньше недели со старта.

Большая цивилизованность Чехии по сравнению с Польшей нам сразу бросилась в глаза. Чтобы найти тихое и пустынное место для палатки, пришлось пройти километра два от города. А ночью опять дождь.

День седьмой. 30 июля.

Море автостопщиков. На каждой позиции, кроме самой первой, мы встречали конкурентов. Около города с названием HK, за нами выстроилась целая очередь. Уж больно нам не везло. Там мы познакомились с молодым парнем по имени Марек, который дал нам адрес самого дешевого хостела в Праге, а также телефон человека, к которому можно вписаться.

Самое интересное (и неприятное) что случилось в этот день, это то, что нам пришлось пройти обратно ровно столько, сколько нас подвез водитель на старой шкоде. Но после этого мы благополучно приехали в Прагу часам к девяти вечера. Водитель был молодым парнем на каком-то фургончике, который раньше тоже чуть-чуть автостопил по Чехии. Он подвез нас к группе хостелов на холме около стадиона. Оказалось это именно то, что советовал Марек. По телефону никто не отвечал, поэтому, заплатив по 7 долларов, мы остановились в хостеле, где помылись, постирались, и наконец-то почти высушили наши вещи. Вечером, рядом с хостелом, вкусили первую достопримечательность Праги √ отличное дешевое пиво. Пол-литра разливного √ 12 крон(30 центов).

День восьмой. 31 июля.

Прага встретила нас наконец-то отличной погодой, дешевым пивом и морем туристов. Причем меня не покидало чувство, что половина из них √ русские. Замечательный старый город. Огромное количество старых, кривых и узких улиц, которые так мне нравятся. Огромное количество кафе, ресторанов, торговцев, веселых и улыбчивых молодых людей √ атмосфера вечного студенческого праздника. Исходили весь центр вдоль и поперек. Ближе к вечеру зашли в TESCO, купили еще бутылки по три пива, консервов (наконец-то нормальная тушенка!) и пошли на остров расслабляться. Спали почти около хостела, на холме, откуда была видна вся Прага. Разве можно это сравнить с ночевкой в отеле?

День девятый. 1 августа.

Для нас началась полоса невезения в автостопе, которая привела к тому, что мы решили путешествовать отдельно. Но это было потом, а сначала мы 6(!) часов стояли на выезде из Праги на Брно. Нас, правда, несколько оправдывало то, что около нас стояло больше 15 человек! Но все они растянулись на расстоянии километра два, а мы большую часть времени стояли первыми. Я даже побрился √ не помогало. В голову лезли всякие панические мысли: ⌠А не поехать ли нам на электричке■ и т.п. и т.д.

Наконец, часов в шесть нас подсадил к себе мужик с собакой. Илюха, как всегда сидел впереди, и собака всего меня облизала. Водитель оказался чешским предпринимателем, который в 1985 уехал жить в Канаду, а теперь вернулся на родину вести собственное дело. Побыв в капиталистической стране довольно долгое время, он ужасался культуре бизнеса в Чехии. Один криминал, все воруют, вместо того, чтобы деньги вкладывать в дело, строят себе огромные дома и покупают дорогие машины. Хе-хе. Он не был у нас.

Высадил он нас прямо на хайвэе, на незначительном съезде в какую-то деревню. До нужного нам съезда на Австрию и Вену оставалось километров 7. Постопив для приличия один час и подкрепившись чешской тушенкой, мы двинулись в путь. После шестичасового стояния под Прагой мы окончательно разуверились в своем везении. К развязке мы подошли, когда уже стемнело. Машин нет вообще. Вдруг я ловлю Daewoo Tico, которая нас везет до ближайшего города, 10 километров. Там мы и заночевали

День десятый. 2 августа.

На следующий день мы все-таки доехали до Австрии, но не больше. А ведь это всего 170 километров! Одни локальные машины, каждая везет не больше 20 километров и жарко. Мы все свалили на выходные дни. На переезде от Варшавы до Праги, и от Праги до Вены мы потеряли как минимум три дня. Слава богу, что такое невезение было почти в последний раз.

Так как мы не рассчитывали на такое длинное путешествие до Вены, то, естественно у нас кончились как продукты, так и чешские деньги. Повторялась история с въездом в Польшу.

К середине этого дня мы наконец решились разъединится. Я пошел вперед, а Илья остался.

Встав на хорошем месте, я стал стопить. Вдруг я заметил, что впереди меня то одна, то другая машина вдруг резко останавливается и заезжает за дом, а потом минут через десять опять выезжает. Подойдя поближе, я понял причину этого странного поведения: там стояла полицейская машина. ⌠Лучше с вами не связываться■, решил я, и прошел еще полкилометра. И что же? Через десять минут подъезжают полицейские и опять становятся позади меня. Я опять отхожу. Десять минут, и они тут как тут. Ладно, я нагло остаюсь на месте. Тут меня подсаживает Илюха, и я уезжаю. Первый опыт путешествия отдельно не удался.

Нас высаживает в городке, откуда по карте до границы еще километров восемь. Илюха опять остался, а я пошел вперед. Пройдя километра два, попал на отличное место для стопа, все машины едут очень медленно, километров 20-30. Но уже поздно. Когда уже совсем стемнело, на горизонте появился Илья, который тоже шел пешком. Было решено идти вперед к границе. По пути был произведен эксперимент по преданию сахарной свеклы (благо вокруг ее росло полно), мне удалось съесть чуть меньше половины. Удивительная гадость, но есть то хочется! Вдруг мы буквально натыкаемся на чешский пост, оказалось, что карта соврала. Между чешским и австрийским постом стоит целый торговый город Duty Free. Торгуют уже на австрийские шиллинги, но ни один обменный пункт не работает. Было сумасшедшая мысль остаться тут ночевать. Представляете, покинули Чехию второго августа, а попали а Австрию третьего!

При переходе границы, несмотря на огромную очередь легковых машин никаких проблем. Мы прошли без очереди там, где оформляют машины. Вообще, это событие вызывало у меня наибольшие опасения, пустят ли нас в Шенгению? Офицер только удивилась: ⌠Soviet?■, и попросила показать наши деньги.

Итак, в Австрию мы попали в 10 вечера. Найти место для ночлега оказалось большой проблемой, так как в обозримой окрестности не оказалось ни одной рощи, или хотя бы группы деревьев. Единственная такая оказалась домом фермера. Было решено идти влево от дороги и залечь за холмы. Вскоре обнаружились стога сена, около которых мы и устроились. Надо сказать, что мы легли спать прямо около какой-то узкой асфальтовой дорожки. Оказывается, она служит вполне определенным целям: по ней ездит полиция (не забываете, что это меньше чем в километре от границы), в чем мы скоро и убедились. Как мы не прятались, нас все-таки заметили, осветили фарами и потребовали документы. Но, убедившись, что все в порядке, вежливо попросили не курить (сено рядом), и уехали. Мне тут же вспомнились белорусские пограничники. Сразу видно, что мы попали в цивилизованную страну.

День одиннадцатый. 3 августа.

Для меня это был день отдыха от автостопа. Итак, первым чувством, которое я испытал на рассвете, был голод. За последние три дня потерявший веру в автостоп, как в средство передвижения на машинах, я решил, что стопить тут бесполезно, и пошел пешком до ближайшего города. По указателю было 8 км, но оказалось значительно меньше, километра 3.

Илюха остался, и оказался прав. После того, как я прошел километра два, мимо меня проехала семерка BMW с подозрительно знакомой кепкой. Но так как никто не обернулся, я решил ,что это не Илюха. Потом оказалось, что это был он. Добравшись до первого поселка, я нашел там банк, обменял деньги, зашел в супермаркет, и наконец поел.

Стопить мне так не хотелось, что я решил проехаться цивильно. Сначала на автобусе до районного центра Hollabrunn (50 шиллингов), а затем на поезде до Вены(70 шиллингов). Итого около 10$. В Hollabrun я купил большую тетрадку для стопных табличек, и маленькую, для дневника. В супермаркете, соблазнившись ценой, купил нечто, похожее на пиво. Оказалась не пиво, а такая гадость, что я ее даже не допил.

Договорились мы встретится около местного универа в шесть часов вечера. Встретились. До этого я успел основательно исходить весь центр Вены. Нельзя сказать, что Вена мне не понравилась, однако она мне показалась слишком монументальной. Весь центр: сплошные дорогие магазины и бутики. В самом центре старого города есть площадь Stepan Platz, где стоит собор, который возвышается над всей Веной. Очень высокий и довольно красивый. Производит впечатление. Что еще понравилось, это то, что на улице через каждые сто метров играют уличные музыканты, и неплохо играют!

Пабы, что не для туристов, в Вене закрываются в девять вечера, и на улицах становится пустынно, как в Москве в три часа ночи.

Оказалось, что Илья приехал еще часов в двенадцать (автостопом), и весь день провел на пляже. Туда мы после встречи и отправились, чтобы заночевать. Как может быть такой чистой вода в трех километрах от центра города, я до сих пор понять не могу. А главное, что почти никого нет. Если бы такое было в Москве, то тут бы тусовалось полгорода.

День двенадцатый. 4 августа.

Было решено сегодня выезжать из Вены. Хотелось на море, в Италию. Мы расстались утром, договорившись встретится в Венеции на вокзале.

Илюха хотел еще посмотреть город, а я пошел сразу на выход.

На моей карте в атласе был только центр города, но автобан проходил довольно близко от центра, и на него были въезды, на которых я и хотел стопить. Сначала я пошел к самому ближнему, минут тридцать ходьбы от центра. Вдруг мне в глаза бросается памятник в чисто совковом стиле. Оказалась √ памятник погибшим солдатам во время второй мировой войны. Что самое интересное, ни одного слова по-немецки, все по-русски.

Дойдя до развязки, я обнаружил, что хотя там и висит знак, что Вена заканчивается, но стоять абсолютно негде. Постопив для приличия полчаса, я двинулся дальше вдоль автобана, до следующей развилки. Дойдя до нее, я обнаружил, что она еще не достроена. Самое интересное было в том, что куда идти дальше я не знал, так как карта на этой развилке у меня закончилась.

Я решил попытаться пойти вдоль автобана, ища либо развилку, либо заправочную станцию. А идти вдоль автобана не так просто. Он то ныряет в туннель, то идет по мосту. Какими-то огородами, перелезая через заборы и перебегая железнодорожные пути, я наконец добрался до следующей развилки, где и стал стопить. Стопил я с табличкой GRAZ. Стопил долго, но не помогало. Дальше идти не было смысла так как город уже закончился. Подошел невесть откуда взявшийся Илюха. Мы так ничего и не поймали, и легли спать прямо около развязки. Еще один день потерян зря.

День тринадцатый. 5 августа.

Первый раз я наконец-то один поехал автостопом. Утром, Постопив минут тридцать на вчерашнем месте, решили найти что-нибудь получше. Протопав часа полтора, встретив по пути копейку (ВАЗ 2101!!) с венскими номерам, наткнулись на отличное место. Единственное сомнение было: ⌠А едет тут кто-нибудь в Грац?■. Илье же не понравилось, тем более перед нами бесцеремонно встала парочка автостопщиков √ парень и девушка. Илюха пошел дальше, а я остался. Я, как всегда, оказался прав. Не прошло и получаса, как я поймал красный опель, куда влез и я, и эта пара. Оказались из Эстонии. На все мои попытки завязать разговор как на русском, так и на английском не поддавались. Странно как-то. Но, впрочем, ничто не могло мрачить моей радости по поводу того, что я наконец-то еду, и еду в собственноручно застопленной машине. Дорога прекрасная. Автобан проходит по склонам гор. Постоянно открываются великолепные виды: далеко внизу, в тумане, среди зелени сосен ютятся, словно игрушечные, домики с красной черепицей. Все очень красивое. Жалко только то, что мимо такого мы проносились со скоростью 170 километров в час.

До Граца мы добрались почти за час, очень быстро. Вот оно, преимущество стопа с табличкой, а то бы ехал на пяти машинах целый день (как оказалась в последствии, у Ильи было ровно так). В Граце меня нас высадили в середине города, и я тут же пошел на выезд. По карте около города было две огромных развязки (автобан пересекался с автобаном) и множество выездов из города. Я решил пойти наугад. По пути осуществил свою мечту, наконец купил сандалии и тут же их переодел.

Следующей моей целью был Клагенферт: такую табличку я и нарисовал. Выезжал я долго, насколько раз мок под дождем, менял места, прошелся по автобану туда обратно, чуть не заблудился, пока наконец не поймал машину на первоначальном месте. Мужик, с которым пришлось разговаривать о русском президенте и коммунистах. Этой дороги я никогда не забуду. Ни одного спокойного места. То туннель длинной до 5 километров, то мост над пропастью. Мосты действительно огромные - я думаю, что высотой больше 200 метров. Сосны, растущие прямо на камне над пропастью, пренебрегая всеми законами физики, одиночные дома √ ни одного более мене крупного поселения. Драйвер высадил меня всего в десяти километрах от Клагенферта. А вокруг горы, горы, горы.┘ Если бы я и остался здесь ночевать, то не особо расстроился.

Подняв руку секунд на тридцать, решил отойти подальше, там, где мне место показалось лучше. Иду и вижу, что далеко впереди стоит машина, а около нее стоит человек и махает рукой. ⌠Пусть себе махает■ - думаю я, и иду дальше. Пройдя еще метров сто, вдруг понимаю, что махают-то мне! Со всех ног бегу к машине. Крошечная Fiat Uno, в ней три бабки лет под восемьдесят, по-английски разговаривает лишь одна, и то еле-еле. Удалось им сказать только, что я студент из России автостопом. После чего они меня высадили в центре Клагенферта и подарили 50 шиллингов, показав красноречивый жест ⌠чтоб поесть■. Поскольку у меня оставалось всего 20, то это было очень кстати. По пути к выезду я их почти полностью истратил на Макдональдсе и пиво.

Простояв на выезде минут пятнадцать уже с табличкой Italy, поймал парня, который довез меня до Vilmaha- последнего города на пути в Italy. В свою речь он постоянно вставлял совсем русское ⌠Ну-ну■. Было уже темно, когда он высадил меня на въезде в город, и я начал готовится ко сну. Город находился как бы в котловине между тремя горами, а я был на склоне одной из них, поэтому почти час любовался закатом и городом внизу. Интересно, что как раз, в тех местах, откуда открывается самый лучший вид, стоят лавочки и урны. В очередной раз пожалел о фотоаппарате. Оказалось, что я потерял нож, и банку консервов пришлось открывать ножницами.

День четырнадцатый. 6 августа.

Наконец-то отлично поспал: чистый воздух, а главное √ тишина. Ибо в последнее время дальше, чем в пятидесяти метрах от оживленной дороги, мне спать не приходилось. Только вот утром меня разбудил грибник.

За полчаса, что я стоял на том выезде, где меня высадили, мим меня прошло всего три машины √ ужасть! Опять выходной. В голове поселилась идея о переезде границы на электричке. Особенно на это повлиял мой плачевный предыдущий опыт перехода границ.

Дойдя до города, стал искать железную дорогу. Указатели привели меня в тупик на окраине. Это против шпионов, что ли? Поискав вокзал еще больше часа, обнаружил, что от места, где я увидел первый указатель, всего пять минут хода в противоположную сторону. Поезд шел только в 18:00, и я пошел еще раз попытать судьбу на трассу. До другого выезда, который ближе к Италии, шел долго - более часа, преодолевая всяческие препятствия в виде железных дорог, заборов и полей с кукурузой. Надо заметить, что погода было отличная, в небе ни одного облачка, и не очень жарко - Альпы.

Встал прямо на въезде автобана, но опять машина раз в пять минут. Впрочем, стоять было абсолютно в кайф, что иногда я даже пропускал машины, засмотревшись на Альпы. Но долго это удовольствие не протянулось, всего полчаса, и меня подобрал итальянец на фургончике, который ничего не понимал ни по-русски, ни по-английски.

Буквально через пятнадцать минут мы пересекли границу √ и вот ⌠Австрия┘ Италия!■. На домах тут же появились ставни, изменился цвет крыш и вид домов, а главное √ стало ощутимо жарче.

Эта дорога произвела на меня самое большое впечатление за все путешествие. Водитель сделал очень хорошую вещь: то ли из-за экономии, то ли чтобы показать мне красоты Италии, он сразу после границы съехал с платного автобана на национальную дорогу. Это было что-то. Дорога идет по узкой долине с двух сторон окруженной горами высотой больше километра и покрытыми лесом, а по дну долины течет горная речка ярко-голубого цвета. Такого цвета, какой бывает только в детских книжках. Мне казалось, что это сон. Мы остановились попить воды, и я ощутил, какая жарища на улице.

Высадили меня непонятно где. Я так загляделся, что отвлекся от карты. Первым делом я побежал к реке окунутся. Она оказалась очень мелкой, меньше чем по колено, и очень быстрой. Вблизи замечательный голубой цвет превратился в серый, но мне уже было все равно. Я как был, в шортах, майке и сандалиях, плюхнулся в эту воду. Минут пятнадцать я не мог вылезти: смотрел на небо, на горы, на речку. Не может быть, чтобы тут и я! Это наверно было самым сильным впечатлением за всю поездку. Эх, где же мой фотоаппарат! Поев, посушив одежду (а она высохла моментально), сделав запись в дневнике, я пошел стопить.

До Юдина √ ближайшего крупного города, было по моим расчетам, от 50 до 150 километров.

Первая машина была √ ох, лучше не вспоминать. Остановилась довольно дорогая машина с мужиком довольно странного вида. Что-то в нем было необычно, но что я понял только потом. По-английски он не понимал, и очень быстро что-то говорил по-итальянски.

Диалог был примерно следующим:

- Money?

- No!

- Юдин?

- Юдин!

-(что очень быстро и непонятно)

Через несколько минут опять:

- Юдин?

- Юдин!

- Money?

- No!

-(что еще более быстро и совсем непонятно)

Потом машина вдруг останавливается, диалог повторяется, но в этот раз во время произнесения своей эмоциональной речи итальянец начинает меня трогать и приставать. Тут до меня все и дошло. Да, он был голубым. Жирный похотливый итальянец. Кое-как я вылез из машины, и она уехала. Настроение упало дальше некуда. Первое впечатление об итальянцах было отвратным.

Слава богу, что оставшийся день прошел очень хорошо. Сначала меня подсадили две девушки √ сестры лет по двадцать с небольшим. Плохо, что они почти не говорили по-английски. Следующая машина √ мужчина, который говорил по-английски с таким акцентом, что я понимал только отдельные слова, типа: ⌠What■, ⌠Where■, ⌠This■ ┘ Вроде тоже был автостопщиком. Что-то пытался сказать по-русски, но что, я так и не понял. Довез до въезда на автостраду в Венецию.

Машин много, но такое подозрение, что никто в Венецию не едет. Вдруг впереди меня останавливается антикварная машина WV Beatle, и едет обратно. Там √ две красивые девушки, одна из которых великолепно говорит по-английски.

Оказалось, что она тоже раньше стопила, и у нас завязался профессиональный разговор: кто где предпочитает стопить, как это делать лучше etc┘

На последок она дала мне свой номер телефона, монетку в 200 лир, и сказала, что если я не уеду отсюда, то могу у нее переночевать. А звали ее Марта. А было уже шесть часов вечера.

Высадила она меня действительно на отличном месте √ светофор перед въездом на автостраду, с очень нехилым потоком машин. Я решил минут 15 постопить для отчистки совести, а потом где-нибудь залечь часа на три, и вписаться к девушке переночевать.

Но место было действительно отличным √ пять минут, и останавливается шикарный Crystler Voyager который везет меня до Венеции. Причем, после приезда (в пригород), водитель сказал: ⌠Вообще-то мне надо обратно, но вот тебе билет на автобус √ садись на любой и через 15 минут ты там■. Я решил сделать более мудро, не ехать на ночь глядя ночевать непонятно куда, а остаться спать на берегу, и рано утром уехать. Спал я на кукурузном поле между рядов трехметровой кукурузы. К шуму машин примешивался шум заходящих на посадку самолетов √ недалеко был аэропорт.

Неужели столько события произошла за один день? Вот что значит путешествовать одному!

День пятнадцатый. 7 августа.

Итак, проснувшись рано утром, я тут же сел на автобус и доехал до Венеции.

Открытия сыпались одно за другим: во-первых, я думал, что Венеция находится как на берегу, так и в море, оказалось, что только в море, причем острова находятся в четырех километрах от берега, и соединены с ним длинной дамбой, по которой проходят железнодорожные пути, автострада и всяческие коммуникации.

Во-вторых, оказалось, что в это городе кто-то постоянно живет (по крайней мере летом). То есть имеется вся инфраструктура √ супермаркеты, магазины явно не для туристов, а для жителей и т.д. Вдоль каналов находятся места парковки, но не для машин, а для моторных лодок. Так как я попал в город рано утром, то был свидетелем того, как развозили продукты в магазины и рестораны на лодках. Плывет вся такая обветшалая баржа, а на корме огромные коробки с логотипом Макдональдса.

Вообще, Венеция сродни лабиринту, особенно в районах, далеких от центра. Постоянно надо видеть карту, и по ней ориентироваться. Улицы редко бывают шириной более полутора, и длинной более ста метров. Впрочем улицы - это громко сказано. В большинстве своем они не имеют даже названия. Названия имеют только большие площади и центральные улицы. А нумерация домов √ сквозная, то есть просто ⌠Венеция, дом 5564■.

Венеция поражает своим обшарпанным видом. Понятно, что в такой сырости иначе быть не может, но все таки┘ Не видел ни одного дома, который был бы нормально покрашен или побелен. Везде облупленная штукатурка, сквозь которую светит красный кирпич. Такое ощущение, что в городе уже n лет никто не живет. Однако не могу сказать, что это мне не понравилось. Это придает особый шарм Венеции. Все-таки это исключительный город.Даже бомжи и нищие тут чистые и веселые.

До двенадцати часов исходил главный остров вдоль и поперек, а в двенадцать встретился и Ильей. Он приехал тоже вчера, но ночевал в городе, за вокзалом, около путей. Походив остаток дня по городу, мы купили в супермаркете еды и две бутылки самого дешевого вина, одну красного и одну белого, которые и распили недалеко от вокзала. После этого, решив ночевать на берегу, пошли к автобусному вокзалу, где и произошла одна очень интересная встреча.

Сидим мы на скамейке и громко спорим, до куда нам ехать: либо просто до берега, либо до курорта Соттамареа, которые находится в тридцать километрах от Венеции, и откуда, по-видимому удобно стопить. Я замечаю, что на скамейке через две сидит пара ребят совершенно панковского вида и странно на нас смотрит. Вдруг один кричит по-русски: ⌠Вы откуда?■ - ⌠Из Москвы■ - ⌠А как сюда добрались?■. Я показываю большой палец, они отвечают тем же. Оказывается, они тоже из Москвы, причем добирались всего пять дней. Впрочем, до Венеции они нигде останавливались только в Варшаве. Художники, учатся в Сторгановке.

Первый вопрос, который они задали: ⌠есть ли у вас поесть?■. Денег у них долларов 300 на двоих, нет палатки - безбашенные люди. Ждут еще одну пару, парня с девушкой.

Потрепавшись с час, мы уехали только на берег, пожалев денег. Автобус нас завез в совершенно ненужную нам часть города, откуда мы только часам к одиннадцати выбрались к въезду на автостраду. Недалеко и заночевали.

День шестнадцатый. 8 августа.

Проснувшись, обнаружил, что спал практически в крапиве. Встали, зашли в супермаркет, где я купил свой дежурный пол-литровый йогурт, поели и пошли к автостраде. Оказалось, что вчера, в поисках ночлега мы забрели очень далеко. Солнце палило нещадно, и аборигены удивленно оглядывались на меня, одетого в одни лишь шорты, с огромным зеленым рюкзаком и пьющего йогурт из пакета. Добравшись до въезда, простояли больше часа без всякого толку. Нет, толк был: познакомились с двумя коллегами, девушками из Венгрии, которые ехали в Флоренцию. Разговор особо не клеился, тем более они довольно быстро уехали. С приближением полудня энтузиазм постепенно угасал, и, наконец, угас до такой степени, что мы решили пойти на другую дорогу: не автостраду, а поменьше, которая шла вдоль берега как раз в ту Соттомарию, в которую мы хотели ехать накануне. По карте все было отлично, дорога начиналась прямо после той развилки, на которой мы стояли. Но это только на карате. Все автострады огорожены забором, на котором растут колючие кусты, поэтому этот километр до развилки обошелся мне в несколько довольно глубоких и неприятных царапин на ногах. К тому же у нас кончилась вода, а облака и не думали появляться. На этой развилке счастье нам так и не улыбнулось. Пришлось идти до ближайшей автобусной станции и ехать как можно дальше от города. Зайцем, конечно. Высадились в какой-то деревне. Опять полазив по кустам, наконец-то выбрались на искомую SS309, и стали стопить. Итак, уже было часа два, а пройдено больше, чем проедено. Энтузиазм окончательно упал, особенно после того, как на местной автобусной остановке не остановился автобус, несмотря на то, что мы вполне недвусмысленно показывали ему свое желание уехать. Тут наконец-то останавливается Fiat Tipo, и провозит нас километров десять. После этого минут десять, и я стоплю автобус который нас совершенно бесплатно везет до Соттамарии. После жаркой улицы кондиционированный салон показался раем. Как мало нужно для счастья!

Итак Соттомария. Курорт для итальянцев. Видимо, вся Венеция в нем отдыхает, поскольку в самой Венеции купаться нельзя. Море довольно грязное, но это же море! Первое море на нашем пути, в котором можно купаться. Естественно, мы в нем зависли на весь оставшийся день. Купались, купались и еще раз купались.

Вечером происходит еще одна история. В местном супермаркете мы отоварились итальянским пивом. Взяли всех сортов по одной бутылке. В Италии стандарт для пивных бутылок √ 0,6 литра. Пиво дешевое ,практически как в Чехии, но гораздо хуже. Впрочем, попривыкнув, пить можно. Среди этого пива была бутылка под названием Splungen. Теперь я эту марку запомню до конца жизни. Компания проводила лотерею. Условия были написаны на непонятном итальянском, но основное было вынесено в отдельную таблицу. Если на крышке окажется три звездочки √ это нечто под названием City Bike, если три машинки √ это Renault Megane Scenic. В моей бутылке оказалось три звездочки. Надо сказать, что я в жизни никогда ничего не выигрывал, поэтому разволновался страшно. Тут же стали строиться планы, как мы будем этот приз забирать и что нам вообще с ним делать. Было даже желание поехать в Милан, где находится эта пивоварня и затребовать приз либо наличные. Единственное, что было понятно, это то, как получать приз, было написано: ⌠Отошлите пробки нам и ждите ответа■.

Все таки было решено спросить у кого-нибудь, что здесь все-таки написано. Бутылка было любовно упакована, и мы легли спать.

День семнадцатый. 9 августа.

Утором, постопив некоторое время вместе решили разделится до встречи в Риме. Илюха остался, а я пошел вперед. И сделал это не зря, поскольку буквально за следующим поворотом был светофор, у которого все останавливались, и там я поймал машину за две минуты. Мужик оказался пожарником. Это было единственное слово, которое он знал (или я понимал) по-английски √ ⌠fireman■. Он провез меня всего ничего, километров десять до города Rosemaria. Там я стоял довольно долго. И дело не в том, что никто не останавливался, а в том, что все предлагали ехать на пляж, с чем я был в корне не согласен. Наконец, в час дня я подумал, ⌠Чем я хуже итальянцев?■, и устроил себе сиесту. Добрел до магазина, купил ледяной фанты из холодильника (вот был кайф!) и килограмм винограда, после чего разлегся в тени дерева. Лениво поплевывая косточками, пролежал целый час, вообще ничего не делая. В общем, проникся любовью к сиесте на всю жизнь. На карте обнаружил, что через городишко проходит железная дорога. Ленивое настроение порождает ленивые мысли, я пошел искать станцию. Пока я искал, мне в голову пришла интереснейшая мысль ⌠Наверно я первый русский в это итальянском захолустье■. Станция оказалась маленьким полустанком с разбитыми стеклам и исписанными (в смысле, на них были слова, хотя кто его знает┘) стенами. И посередине самыми большими буквами красовалась надпись по-русски ⌠ОМКСИЙ-33. СУМКИНО. МЫ ЗДЕСЬ БЫЛИ■. Я выпал в осадок. Минут на десять, наверное, если не больше. Тут пришел поезд, правда, в другую сторону. Всего два вагона, а какой простор для самовыражения. Не поезд, а переездная выставка искусства граффити. Узнав, что мой будет через три часа, все-таки решил пойти постопить для отчистки совести. И что вы думаете? Только выйдя на трассу, еще не дойдя до намеченного мета, увидел машину с римскими номерами. Поднимаю руку, и фургон останавливается. Вот это да! Восемь часов езды √ и я в Риме! Вот что значит вовремя отдохнуть.

Дорога очень красива. Хотя в Альпах горы выше и круче, тут гораздо более приятная палитра: светлые и мягкие тона. Маленькие кусочки полей, фруктовые сады, горы из светло-бежевого камня┘

Водитель опять экономил, и километров за сто до Рима свернул на боковую дорогу. И не зря. Это был настоящий горный серпантин. Ни одного прямого участка, сплошные повороты, причем далеко не пологие. Например, мест для обгона, то есть то, где дорога просматривается хотя бы на 500 метров, а протяжении 40 километров меньше десятка. На некоторых поворотах я просто вываливался из кресла. При этом водитель был настолько в себе уверен, что ехал очень быстро (километров 80), обгоняя легковые(!) машины. А какой вид открывался вниз на долину, я вообще молчу┘

Итак, Рим. Меня подвезли к вокзалу в 8 часов вечера. Я решил использовать новую технологию, а именно оставить в камере хранения все вещи, за исключением рюкзака спальника и коврика. Сделав это, я уныло побрел искать место для ночлега. По карте обнаружил зеленое пятно, видимо парк, недалеко за Колизеем. Заодно решил посмотреть на это чудо. Колизей в ночной подсветке выглядел прямо волшебно. Несмотря на это, первое впечатление, которое произвел на меня Рим, было отвратно. Во-первых, у меня было плохое настроение, так как надо одному искать ночлег в большом городе. Во-вторых, очень грязно. Некоторые улицы просто усыпаны бумагой, обертками и другим мусором. И огромное количество бомжей, которые спят прямо на улицах. Конкуренция, б┘ Немного улучшил настроение МакБекон с чаем, но все-таки было плохо.

Видимо, не вовремя свернув, заблудился и попал на набережную реки в каком-то явно промышленном районе. Под мостом что-то вроде жилища из картонных коробок, окна (точнее отверстия) затянуты целлофаном, а внутри даже горит свет. Пошел обратно, и, наконец, нашел какой-то склон, поросший лесом и кустарником, а на нем ровное место. Спал плохо: все время казалось, что рядом кто-то есть, да еще до двух ночи громыхал какой-то попсовый концерт.

День восемнадцатый. 10 августа.

Проснулся рано, часов в семь, в не очень хорошем настроении. Обнаружил себя спящем прямо на кусте, поверх которого заботливо лежал коврик. Вот, оказывается, что кололось всю ночь.

Решил поесть в какой-то забегаловке, убедив себя, что 5000 лир за пиццу √ это не так и дорого. ⌠Чай будете?⌠ √ ⌠Да⌠, ⌠С лимоном?⌠ ⌠Конечно! ⌠ ⌠Вы около стойки, или за столиком? ⌠ √ ⌠Конечно за столиком⌠. Не спорю, пицца была вкусная, а чай мне подали прямо в чайнике √ хватило на две чашки (но довольно маленьких). Но когда мне принесли счет.. 15000 лир. Из них 5000 √ за пиццу, 7000 √ за чай, 2000 √ за лимон и 1000 за столик. Все правильно. После этого появилась мысль попросить долить в чайник кипятка, но я решил, что меня не так поймут. Но настроение все-таки поднялось.

Дошел до Собора Святого Петра, главного собора в Ватикане и в католическом мире. Поразительное сооружение. Не верится, что 400 лет назад люди смоги соорудить нечто подобное. Внутри помещается сто тысяч человек. Высота купола √ 140 метров. Жалко, что весь фасад был в лесах. За 5000 лир поднялся на шпиль и тут же пожалел о безвременно ушедшем фотоаппарате. Вид открывался просто обалденный. Встретилась пара русских, которая на ломанном английском попросила меня их щелкнуть. Моя фраза ⌠Оне момент! Скажите Чеез!■ - повергла их в легкий шок, но они быстро отошли и посмеялись.

Вход в собор запрещен мужчинам в шортах, а женщинам в коротких юбках, брюках или с открытыми плечами. Поэтому забавно наблюдать мужиков, которые прямо перед охранником достают из сумок спортивные штаны и напяливают поверх шорт.

Потом погулял по городу. Решил попробовать римскую пиццу. Надо сказать, что пицца у них отличается от того, что делают у нас. Вся начинка внутри, а сверху все покрыто толстым слоем сыра, так что не видно, с чем она. Как обычно, я ткнул наугад в самую дорогую, с грибами. Но было вкусно.

В шесть часов встретился с Ильей, который приехал только два часа назад. Слава богу, не ночевать одному. Спали на этот раз в парке Вилла Борчезе. Гораздо приятнее: ровные газоны, мало народу. Вечером пили пиво. В этот раз целенаправленно купили пива Splungen. И что вы думаете? Еще два велосипеда и целая машина! Из-за малой вероятности такого события вера в удачу была окончательно потеряна, и все пробки полетели в сторону. До сих пор я не знаю, а вдруг действительно что-нибудь выиграл?

День девятнадцатый. 11 августа.

В этот день я все-таки решил побыть культурным человеком, а именно сходить в Ватиканский музей, в то время как Илюха отправился гулять по городу. 15000 лир и практически никакой очереди. Мне повезло, я практически сразу наткнулся на группу русских туристов с экскурсоводом. Экскурсовод был итальянцем, но по-русски говорил замечательно. И вообще был очень приятным человеком и интересно рассказывал. Главная достопримечательность музея, это конечно Sistina Capela, потолок которой расписан Микеланджело, и папские палаты, расписанные Рафаэлем и его учениками. Впечатляет, конечно. Все остальное по сравнению с этим меркнет, но само по себе тоже очень интересно: это египетский музей с мумиями и папирусами, музей скульптур, где в основном римские копии, и еще несколько более мелких музеев.

После музея встретившись с Ильей, решили выезжать из города. На автобусе доехали до места, где кончается город, и начинается автострада. Там долго искали место и опять заночевали на склоне, выпив предварительно много пива и нечто под названием TNT (Не Riva, а сидр).

Рим мне не очень понравился. Слишком он монументальный и большой. В нем нет такого уюта, как в Праге или в Венеции. Хотя по отдельности здания очень впечатляют.

День двадцатый. 12 августа.

Утром довольно быстро, на двух машинах, добрались до Флоренции. Интересный случай √ встретили стопщика, очевидно итальянца. Ему лет под тридцать. Он встал на дорогу, достал из рюкзака голубую рубашку, одел ее поверх майки, засучил рукава, и стал очень старательно стопить. Вид у него был скорее не стопщика, а эдакого клерка из серьезной конторы. Забавно. Машина, конечно, остановилась у нас, хотя мы и были вторыми.

По дороге на табло показывают температуру воздух, так вот, на подъезде к Флоренции было +40С. Последний водитель рассказал, что во Флоренции самое жаркое и душное лето в Италии, так как она находится в долине посереди гор, и морские ветры до нее не доходят. В общем, посочувствовал.

Флоренция очень понравилась. Видимо, ее спасло то, что она осталась относительно небольшим городом, в отличие от Рима. В центре возвышается кафедральный собор с куполом работы Бортичели. Старые невысокие дома, все очень приятно и уютно. Чем-то напоминает Прагу.

Наконец-то додумался взять книжку-путеводитель. Благо, она была на русском. Теперь передвигался по городу с толком. Вечером купили арбуз, бутылку виски, и поднялись на площадь Микеланджело, место, откуда открывается великолепный вид на весь город. Там и заночевали, предварительно съев арбуз и выпив виски.

День двадцать первый. 13 августа.

Утром наверно полчаса наслаждался видом со смотровой площадки. Ранее утро, легкий туман, и такое впечатление, что купол просто плывет над городом. Незабываемо и неповторимо.

Мы опять разделились, я пошел в картинную галерею Уффици, где провел часа три, а Илюха остался, сославшись на похмелье. Остальное время погулял по городу, встретился с Ильей, и мы решил двигаться к выезду. По дороге наткнулись на ну очень дешевый супермаркет, где оторвались по полной программе. Пиво, конечно. Что самое интересное, я выиграл еще одну машину. И зачем мне столько?

День двадцать второй. 14 августа.

Утром долго шли до места, где кончается город. Первую машину стопили довольно долго, часа два. Все таки вдвоем гораздо хуже, а разделится было негде. Наконец первая машина подвозит нас километров двадцать до пеаджа (пеадж √ место для оплаты проезда по автостраде, одно из самых лучших мест для стопа). Потом еще километров 100. Вез очень колоритный мужик лет пятидесяти. Сказал, что в жизни у него три любви: ⌠Hunter, Ferrari & Job■. (Охота, Ferrari и работа). Первую свою Ferrari приобрел в 18 лет, с тех пор поменял 4 машины. Причем это не обычные серийные модели, а нечто эксклюзивное, специально для автогонок. Теперешние Ferrari презирает: ⌠Цвет должен быть серебристым, а мотор √ 12-цилиндровым, иначе это не Ferrari■. У самого сейчас модель конца семидесятых, естественно, серебристого цвета с 12-и цилиндровым мотором, стоимостью примерно $500.000, на которой он ездит ночью по горным извилистым трассам. Говорит, что ночью нет полиции. Имел бизнес с Россией и делился с нами впечатлениями. Например, рассказывал и показывал в лицах историю о том, что ему сказали в нашей полиции (то бишь милиции), после того, как у него сняли куртку в каком-то переулке. Смысл таков: он ментам √ ⌠Вы его будете искать?■, они ему √ ⌠ХА-ХА-ХА■. Вот так. Подарил наклейку с Ferrari. Потом еще одна машина на 20 км, и мы застрели на 3 часа. Когда стало уже совсем невмоготу, пошли на электричку. Честно купив билет на электричку, (благо он стоил всего ничего √ раза в три дороже, чем у нас) проехали 150 километров до города Sister Levante. Опять мы на море, и теперь это не что-то там, а настоящий всемирно известный курорт √ Итальянская Ривьера.

Когда мы приехали, было совсем темно. Все центральная площадь этого небольшого города была заполнена гуляющим народом и заставлена простыми деревянными столам и скамейками. Соблазнившись, мы купили бутылку вина и порцию мидий. Я первый раз ел мидии, и был сильно удивлен, что они оказались вареными. Чем-то напоминает рыбу, но с лимонным соком очень вкусно. Единственный недостаток в том, что внутри огромной-преогромной мидии находится маленький-маленький кусочек мяса. Добравшись до берега, был абсолютно потрясен открывшемся видом ночного моря. Наверно, одно из лучших впечатлений за всю поездку. Было решено спать прямо на плитах дамбы, в двух метрах от шумящего прибоя. Это была лучшая ночевка. Звезды, море и волны┘ Одно плохо √ влюбленные парочки, видимо, тоже находили это зрелище восхитительным, и гуляли по дамбе всю ночь. Обидно.

День двадцать третий. 15 августа.

Утро было великолепным √ море, солнце и, на потеху туристам, купание прямо с дамбы. Так как Илюха решил ехать зайцем, а я стопом, пришлось разделится. Надо сказать, что стопом я так и не поехал. С единственного нормального места меня прогнала полиция, так что пришлось идти обратно на вокзал. Я взял билет до Генуи. Всего 5000L ($2,5), а ехать больше ста километров. Железная дорога идет прямо по берегу, иногда даже между городом и пляжем. Но, так как берег скалистый, то очень много туннелей. Практически, половина дороги проходит под землей. Доехав до Генуи, погулял там часа два. Поразил рельеф города - есть улицы, идущие под наклоном 45 градусов (естественно, только для пешеходов), есть дома, у которых с одной стороны вход на первом этаже, а с другой √ на пятом. Не знаю, добрался я до центра города, или нет (просто не знал где центр), но там где я был, набережной нет - все занимает порт. Вообще, Генуя - очень длинный и узкий город. И довольно грязный. Из Генуи я поехал (опять на электричке) до San Remo, что уже недалеко от границы. Когда приехал, уже смеркалось. Поразил мрамор на тротуарах и меню на русском в ресторанах. (Пояснение: в рестораны я не ходил, просто меню обычно висят на улице). После долгих поисков нашел таки строительный пустырь на берегу моря, где и заночевал. Опять до двух часов ночи под ухом громыхал концерт какой-то мальчиковой попсовой группы (кажется, Backstreеt Boys).

За этот день я очень хорошо отдохнул в электричках, но потратил много денег. Но, наверное, не зря, поскольку Илюха, как оказалось позднее, на мой сегодняшний путь потратил больше двух дней. Но стопом.

День двадцать четвертый. 16 августа.

Видимо, понравилось мне ездить на электричках. От San Remo до Монако меньше 50 километров, которые я опять проехал цивильно. Билет, правда стоил гораздо больше, чем на внутренние электрички. Двадцать минут, и я в Монако.

Монако - совершенно фантастический город. Ничего подобного, наверно в мире больше нет (уж в Европе точно). Город миллионеров и миллиардеров. Город, где они могут находиться без всякой охраны. Недаром последнее убийство в нем было в семидесятых годах. Все настолько чисто и ухожено, что кажется, что ты идешь не по улице, а по какой-то огромной и богатой квартире. Ferrari, Lamborghini и прочие дорогие машины меркнут перед яхтами, которые пришвартованы в порту. На их осмотр я потратил часа два. Далеко в море на рейде стоял совершенно нереальный по своим размерам корабль.

Опять встретил русскую группу с русским экскурсоводом. И опять одна молодая пара попросила меня сфотографировать. На этот раз я не стал раскрывать своего происхождения. Так как это было воскресенье, и все банки были закрыты, то деньги пришлось менять в автоматической кассе по грабительскому курсу. Решил наконец-то остановится в хостеле, чтобы нормально помыться, постираться и высушить вещи. Оставил там вещи и пошел купаться. Такого моря я не видел ни разу. Чистейшая вода, видно на несколько метров в низ, и это прямо в порту, в самом центре города. Купался я с пирса, впрочем, как многие здесь. Каждая вторая девушка загорала topless, что не могло не радовать. Остаток дня я провел купаясь и загорая, а вечером прошелся по трассе Формулы один.

День двадцать пятый. 17 августа.

Хорошо выспавшись, напоследок искупался и уехал в Ниццу. Опять на электричке. До Ниццы всего ничего √ 20 километров, а билет стоит, как в Италии на 150. После Монако Ницца особо ничем поразила. Искупался и побрел к выезду. После последних двух дней, в течение которых я передвигался исключительно поездами, вера в автостоп как-то угасла. Но началась полоса везения. Всего три машины, и я в Марселе! По дороге видел очень много стопщиков √ видимо, во Франции этот способ передвижения популярен. В Марсель попал к 5 часам, и тут же пошел на стрелку. Илюхи, конечно, не было. Кстати, стрелку мы всегда назначали в одном месте √ у Tourist Information главного вокзала города, в шесть вечера и двенадцать утра. Было опробована еще одна, гораздо более правильная технология хранения рюкзака √ в неприметных кустах около путей за вокзалом. И, что самое интересное, совершенно бесплатная.

При подъезде к городу последний водитель показал на собор, возвышавшийся над всем городом, и сказал, что он их (марсельцев) всех хранит. Я, конечно, сразу же туда пошел. Вид оттуда великолепный. Видно весь город, море, и, в частности, замок Иф, где томился граф Монтекристо. Сумерки заставили меня вернуть обратно к вокзалу, и, долго не думая, я решил остаться спать прямо там. В течение ночи много раз об этом жалел √ то поезд под ухом, то какой-нибудь ремонтник в рейверских одеждах.

День двадцать шестой. 18 августа.

Утром проснулся в плохом настроении √ во-первых плохо спал, во-вторых начал моросить дождь. Оставив рюкзак на прежнем месте, отправился в город. Позавтракав в Макдональдсе, вернулся к 12 на вокзал. Илюхи опять нет. Плохо.

Поскольку начала распогоживаться, стал искать место для купания, то есть пляж. Искал долго. Дело в том что весь берег в центре Марселя √ это скалы и набережная находится в метрах пяти над поверхностью моря. Несмотря на это, я все-таки нашел спуск к воде и искупался.

Позже я нашел пляж, но километрах в трех от центра. Там я провел почти весь день. Topless загорают практически все женщины √ от 18 до 60. Безрезультатно сходив на вечернюю стрелку (час туда и час обратно), вернулся с рюкзаком на пляж, где решил заночевать. Сначала хотел спать на травке в довольно открытом месте, но долго ждал, когда уйдут отдыхающие. Вокруг все играли в футбол, и весьма неплохо. Сидел на ночном пляже и наслаждался видом не менее ночного моря. Рядом пьянствовала молодежная тусовка, бегая каждые 15 минут в ближайший магазин за бутылкой вина. Пришлось идти спать в другое место √ подальше от берега и совсем без травки.

День двадцать седьмой. 19 августа.

Поспал действительно хорошо, за исключением того, что утром меня разбудила газонокосилка немыслимых размеров. Пришлось идти досыпать на пляж. Провалявшись до 11, сходив в супермаркет, пошел на стрелку. Илюха, слава богу, там. Вместе пошли обратно, и до вечера провели на пляже, купаясь до потери пульса. Был довольно сильный прибой, и я, зажимая все свои дыхательные отверстия, кидался прямо в волну, и полностью отдавался на ее волю. Она болтала, переворачивала, выносила на берег, в общем, делала, что хотела. Незабываемо.

Вечером пошли к центру города, где купили две бутылки вина и что-то поесть. Распив все это на пляже, легли спать том месте, где я ночевал вчера.

День двадцать восьмой. 20 августа.

Из-за потери двух дней в Марселе и общей усталости ехать в Барселону совсем не хотелось. Тем более девушки оттуда уже уехали, и сейчас, наверно, были где-то неподалеку. Илюха остался в городе, а я пошел стопить. Благо, начало автороута было в самом центре города, около вокзала. Постопив полчаса с наглой табличкой PARIS, поменял ее на LION, и тут же поймал машину. Ехала она до AIX-IN-PROVANCE, что недалеко от Марселя, но водитель клятвенно меня заверил, что оттуда попасть в Lion проще простого. Хотя на карте Aix находился несколько в стороне от главной дороги, я поверил мужику. Высадил он меня действительно в классном месте, такого обилия автостопских надписей я еще нигде не видел. Хотя меня несколько насторожили надписи типа ⌠Тут вообще кто-нибудь едет в Лион?■, я решил стопить.

В Лион действительно никто не ехал. Мне это стало ясно уже через час. Причем две машины остановились, но оказалось, что водители просто не разглядели мою табличку, предлагая ехать в Марсель. Нда, видимо, автостопщики исписАли это место от безысходности. Тогда я решил сделать финт, поехать не по главной дороге, а по побочной, которая шла правее основной километров на 50-100, и начиналась прямо из AIX. Знал бы я, что меня ожидает...

Началось все это с того, что я пешком протопал весь город (выезд находился на противоположном конце города). В путеводителе этот город обозвали городом фонтанов, и это действительно так. На каждом перекрестке есть хотя бы один фонтан, а то и больше. Самое интересное, что у меня не было ни карты, ни чего-нибудь подобного ей. И ни одного указателя. Я шел, ориентируясь исключительно по солнцу, Наконец, выйдя на какую-то, дорогу, ведущую из города, пошел по ней. Я вообще не имел понятия, куда идет эта дорога! По карте, через километр-два должен был быть въезд на автороут (если это кончено было правильное направление). Но идти было в кайф. Очень красивая дорога. Вся в тени от деревьев, кроны которых сходятся высоко вверху. Так и не выяснив, куда идет дорога, я стал стопить.

Такого замечательного стопа у меня еще ни разу не было. До ближайшего крупного города (150 км), я ехал на шести машинах, причем каждую я стопил не больше двух минут! Плюс очень красивая дорога, идущая через предгорья французских Альп, проходящая сквозь маленькие французские городки (это была национальная дорога, которая шла параллельно платному автороуту). Отличная погода: наконец солнце и не жарко┘ Я был просто счастлив.

Наконец, последний водитель въезжает на автороут, и довозит меня до его окончания - дальше шла обычная дорога. На пеадже я встретился с коллегой √ автостопщиком из Австралии, который ехал из Испании в Швейцарию. Он был очень удивлен, что я еду в Париж этой дорогой. (Впрочем, я сам был этому удивлен). Машина, которую он поймал, подсадила и меня. Нас провезли километров пятьдесят и высадили, по словам водителя, на стоянки для грузовиков. На самом деле, это было просто площадка засыпанная гравием, без единого населенного пункта поблизости. Правда, на последок подарили дыню.

Закат уже окрашивал окружающие горы в замечательные цвета, а я, было, решил идти спать, как вдруг остановилась машина. Через своего друга-австралийца я понял, что машина едет очень далеко √ в город, недалеко от границы Франции с Германией, и будет ехать всю ночь. Парень за рулем был абсолютно безбашенный. Узнав, что австралиец едет в Швейцарию, он решил его туда подвести (хотя было совсем не по дороге). Я, наивный думал, что он его высадит около границы, и поедет обратно (ведь Женева находится всего в двух км от нее). Ведь ни у него ни у меня не было швейцарской визы. Но. Водитель говорит: ⌠Я тут знаю переезд, где никогда никого не бывает, поехали в Женеву■. Любопытство побороло страх быть высланным в Россию за незаконное нарушение границы, и я не стал возражать (визы то у меня не было!). Действительно, на посте никого не было совсем (а был уже час ночи). В моей голове боролись две мысли: ⌠Я в Швейцарии! Круто! Илюха умрет от зависти!■ и ⌠Я преступник, меня посадят■.

Выпив Гиннеса в центре Женевы, и покатавшись по городу в поисках ночлега для австралийца, мы, наконец, доехали до поста, и въехали во Францию. От сердца отлегло. Слава богу. Но не тут то было.

Надо сказать, что водитель ничего не понимал по-английски. Совсем ничего. Поэтому о его намерениях я мог только догадываться. Итак, вдруг он останавливается, и начинает сосредоточенно рыться у себя в карманах. Дело в том, что он платил в баре французскими франками, а сдачу получил швейцарскими. Тут я с ужасом понимаю, что ему в голову пришла безумная мысль: ехать обратно в Швейцарию, и тратить эти деньги. А на часах уже два часа ночи. Причем я ему объяснить ничего не могу. Итак, я пересекаю франко-швейцарскую границу третий раз за ночь. В голове осталась единственная мысль: ⌠Я преступник, меня точно посадят■. Магазины, конечно все закрыты, а единственную разумную мысль √ обменять их в пункте обмена на границе, я ему не в силах высказать. Поколесив по Женеве еще полчаса, поприставав к случайным прохожим, он, наконец-то доходит сам до этой идеи, и, к моему ужасу, едет уже не к тому маленькому переходу на локальной дороге, а к главному √ на автобане. Слава богу, он меняет деньги, и мы без проблем пересекаем границу (в четвертый раз за ночь). От сердца отлегает второй раз. И напрасно┘

Проехав километров пять по Франции, он вдруг останавливается, и начинаете сосредоточенно рассматривать мой атлас, и что-то мне объяснять. Я с ужасом понимаю, что, по его мнению, единственная дорога в его город лежит через Швейцарию. Ладно, думаю, авось в третий раз повезет. Так нет же. Подъехав к переезду, водитель, заметив в глубине помещения офицера, начинает ему усиленно сигналить. Мои мысли, думаю, нетрудно представить. ⌠Все, меня сажают■ и ⌠Куда бы смыться?■. Офицер ноль внимания и махает рукой, типа проезжай. Тогда водитель выходит их машины, подходит к офицеру и начинает ему что-то объяснять по-французски. Непостижимым образом (наверно телепатически) я с ужасом понимаю смысл разговора: ⌠Тут со мной едет русский турист, мы едем во Францию, но через Швейцарию, а у него нет визы, можно нам проехать?■. Либо он полный идиот, либо хочет от меня избавиться. Скорее всего второе, хотя возможно и первое.

Пограничник подходит ко мне и говорит: ⌠Destination? What is your destination?■. С английским у него явно не все в порядке. Я, нагло улыбаясь говорю: ⌠Paris■. Он странно на меня смотрит и повторят: ⌠Destination?■. Я опять свое: ⌠Paris■. Следующий вопрос очень прост ⌠From?■. Я честно отвечаю ⌠Марсель■. Его глаза у него лезут на лоб. Видимо, до его заплывшего жиром мозга не доходит, как можно ехать в Париж из Марселя через Швейцарию. Хотя я тоже это с трудом понимаю. А на часах пол четвертого.

Меня, конечно, никуда не пускают, и машина уезжает. Пограничники обыскивают мой рюкзак и отпускают обратно во Францию. Отойдя полкилометра от границы, ложусь спать. На часах четыре часа. Да, длинненький денечек выдался.

День двадцать девятый. 21 августа.

Проспал до 12 часов дня. Дошел до съезда на автобан, где меня добрая тетенька подвезла до пеаджа, которй просто перекрывает автороут на Праиж. Полчаса, и я поймал машину, идущую прямиком в Париж. А ведь это почти 500 километров. Водитель - богатый итальянский инженер из Милана, у которого квартира в Париже, где живет его семья. Вся машина была завалена стройматериалами, он делал ремонт. На вопрос, где я буду ночевать в Париже, я ответил, что наверно в хостеле. После чего долго об этом жалел. Дело в том, что он попросил меня помочь ему занести стройматериалы в квартиру, что на седьмом этаже, прямо под крышей. Квартира находится в самом центре Парижа √ где-то на полпути между Латинским кварталом и Эйфелевой башней, недалеко от дворца Инвалидов. Так я оказался у него дома. Его дети, парень и девушка примерно моего возраста, стали с энтузиазмом искать мне хостел. Сказать, что у меня просто нет денег на, мне было стыдно. Поэтому, попробовав какой-то национальный итальянский напиток (не алкогольный, но очень вкусный), я покинул их и пошел искать метро.

Мне нужно было метро Булонский Лес (понятно зачем). Надо сказать, что в их метро я чуть не заблудился: такую путаницу мог придумать только сумасшедший. Поразила станция метро под названием Stalingrad.

Когда я наконец вышел из метро, уже стемнело. Найдя в парке место для ночлега, я благополучно заснул.

Видимо, я уже настолько устал от впечатлений, что приезд в Париж меня особо не затронул. Ах, Париж┘.

День тридцатый. 22 августа.

Оставив рюкзак в кустах, я отправился в Лувр, где и провел часов шесть. С Илюхой я даже не пошел на стрелку, был уверен, что он так быстро не доберется. Остальное время гулял по Парижу, пил пиво, и всячески тратил оставшиеся деньги. Практически весь день накапывал дождь, и приходилось прятаться по магазинам на Елисейских полях.

Несмотря на уже полное отупение и усталость от впечатлений, понял, что Париж √ уникальный город с уникальной атмосферой, и, наверно, лучший на моем пути. Единственная проблема в том, что желательно иметь какие никакие деньги, а без них плохо. Вернувшись вечером к рюкзаку, обнаружил, что кто-то в нем порылся. Причем, вместо того, чтобы цивилизованно открыть его сверху, он взял, и порезал его снизу. Была взята единственная ценная вещь: фонарик. Но, скорее всего это был какой-нибудь полицейский, они же там все очень боятся бомб. Настроения это мне, конечно, не прибавило. Кое-как зашив дно, нашел другое место и заснул. Все, пора возвращаться домой.

День двадцать девятый. 21 августа.

Утром встретился с Ильей, который приехал вчера вечером и ночевал не очень далеко от меня. Целый день гуляли по Парижу, посетили замечательный район La Defense, застроенный небоскребами, пофотографировались на фоне основных достопримечательностей, поели в Латинском Квартале, и вернулись в родной Булонский лес.

День тридцатый. 22 августа.

Утром, по братски поделив оставшиеся деньги, разделились. У каждого осталось по $20 и 50 франков. Вот все деньги, чтобы проехать 3000 километров до родной Москвы. На карте я отыскал пеадж, пересекающий автороут в Германию недалеко от Парижского Диснейлэнда. До Диснейлэнда шла электричка RAR. Оплата устроена так: на входе покупаешь билет до какой-то определенной станции, и проходишь с ним через турникет. Доезжая до станции назначения, опять проходишь через турникет, причем, если у тебя билет не до этой станции, тебя просто не выпускают. До Диснейлэнда бидет стоил бешенные деньги √ 50 франков. Решив, что как-нибудь выберусь (все таки не метро, а электричка), купил самый дешевый билет, на одну станцию, и поехал до Диснейлэнда.

Действительно, все железнодорожное полотно огорожено довольно высоким забором, метра три. Но делать было нечего, нужно было рисковать. Итак, ситуация:

Я иду по перрону, уже морально готовый к преступлению, как вдруг слышу русскую речь. Семейная пара с ребенком. Жена упрашивает мужа спросить у кого-нибудь, в какую сторону Париж. Муж, видимо, пытается вспомнить хотя бы одно иностранное слово. Тут подхожу я, указываю рукой в сторону Парижа, и говорю: ⌠Туда■. Как раз проходит поезд, я прыгаю с платформы, раза с третьего преодолеваю забор, плюхаюсь с той стороны в кусты, оборачиваюсь, и вижу, что мужик просто лежит от смеха. Но я все таки сделал это!

Добравшись за час до пеаджа, решил никуда сегодня не ехать, а просто отдохнуть, что я и сделал в ближайшем леске.

День тридцатый. 22 августа.

Довольно быстро поймал первую машину, причем сразу на много √ почти до границы с Германией. От водителя узнал, что в России творится нечто страшное: рубль падает, а премьером стал ⌠этот, как его, Черна.. Черно..■. Мне предложили остаться во Франции и никуда не ехать. Нет уж. Домой хочется. Итак, стою я на последнем пеадже перед немецкой границей, и тут вижу, что едет фура с подмосковными номерами. Я не знаю, как я выразил свою радость, но, кажется, я махал всеми своими конечностями. И она остановилась! ⌠Вы знаете, я из Люберец, вы меня не подвезете?■.

Окончание

Это отдельная история, как я, проехав 3000 километров на этой машине, закорешившись с шофером по полной программе, через три дня был в Москве. Но путешествие закончилось именно там √ на франко-германской границе. Меня высадили на МКАД, в двух километрах от дома. У меня даже осталось $10. Тут же все произошедшие со мной стало казаться сном. И сейчас тоже кажется. Все.

Был там и писал все это Виктор Назаренко.