#TPACCA Рассказы о путешествиях

Владимир Артемов wladart@balticfair.kaliningrad.ru

Калининград - Хорватия - Калининград

13 июля. В 9 часов утра стали у переезда не повороте на пос. Прибрежный. Быстро сели. Сразу доехали до границы. На границе пытались сесть минут 40, даже предлагали сигареты погранцу. Поляки злые, т.к. русские норовят ехать без очереди. В 11Ж30 переехали границу с поляком, машина была напичкана водкой и сигаретами. Ничего, пронесло, хотя на границе волновался он изрядно. Довез до выезда из Эльблонга. Через 5 минут сели, водитель - молодой парень, сам ездил встопом в Италию и Францию, здоров пообщались, рассказывали анекдоты про новых русских. В Оструде поймали следующую тачку - прямо до Варшавы. Авто - Мерс 124 с эксклюзивной отделкой, драйвер - что-то вроде "нового поляка", маленький и все старающийся высунуть левую ногу в окно (иногда получалось). Всю дорогу молчал, несмотря на мои многократные попытки раговориться.

Варшава. Какой отстой! Убогие компостеры в транспорте :), заплеванный старый город, Королевский замок - жалкая пародия на свое название... Погуляли часок и пошли на трамвай. Не тут-то было - купить билет не смогли, т.к. в киоске они не продавались по причине наличия рядом билетного автомата (билет на все виды транспорта - 2 злотых). Польской мелочи нет, в киоске не меняют... Стали у граждан просить 10 злотых раменять, в итоге получили задарма монету на 5 злотых. Кинули в автомат - молчит. Бью его в рыло - молчит. Внимательно смотрю в прорезь для монеты - вот она родимая, в 1 см. от поверхности автомата, по возврату не отдает. Нанес еще пару ударов, высказал киоскеру все, что думаю о системе продажи билетов в Варшаве и пришлось идти пешком до метро. К сожалению, метро совсем новое и до центра еще не довели; а тут еще выяснили, что шли до метро больше на 1 перегон, т.к. карта у нас была 2-годичной давности. Метро понравилось - именно таким оно и должно быть - функциональное и модерновое. Довезло оно нас до автостанции. В процессе ее обследования выяснилось, что станция не та, я ошибся и автобус довезет нас максимум до окружной. Мы сочли это за благо и не ошиблись: хоть окружная и совершенно узкая и неприспособленная, но траффик там вполне приличный, а стоп еще лучше :) Доехали до перекрестка окружной и трассы на Краков - место замечательное, прямо за светофором и "карман" замечательный. Уже смеркалось, и мы решили выехать километров на 20 за Варшаву и там заночевать. Так оно и вышло - поймали TIR, едущий до Радома и вышли у фруктового сада - там и остались. Утро было замечательным - обнаружили, что палатку мы поставили прямо у кустов крыжовника, чем мы в полной мере воспользовались.

Уехали на стареньком "Жуке" (не Фольксваген, а фургончик польского производства такой...). Нашими попутчиками до Радома были 2 местных тетки, которые отвалили драйверу по 2-3 злотых. Нас это удивило, но не смутило :) Вылезли на окружной Радома, где нас взял довольно интересный драйвер - шеф департамента инвестиций Daewoo-Polska. Очень интересный парень, лет 30, альпинист - в этом году собирался штурмовать вулкан в Эквадоре, но босс его не отпустил. Пообщались на общественно-политические темы :). Довез он нас до Кельце, где мы стояли максимально долгое время - минут 25, но были вознаграждены драйвером, едущим ТРАНЗИТОМ через Краков в Закопане. Это было очень кстати, т.к. в Кракове нет окружной. Прямо за Краковом начались горы - узкая дорога и средняя скорость движения не превышала 60-70 км/ч. Высадил он нас в Рабке. На повороте с трассы Краков-Закопане на Хижне стояли 2 девчонки с табличкой... Не помню... По виду - скандинавки. Не знаю как у них, а у нас было все хреново - стояли на трассе 2 часа, чтобы проехать 30 км. В итоге на 3 авто добрались до Хижне. Впервые увидели очередь из TIRов - машин 70-100. Границу прошли пешком, вопрос на таможне был только один - количество денег. Траффик практически нулевой, но минут через 20-25 поймали молодого пацана до Trstena (TS). С друдом общаясь, выяснили, что автостоп в Словакии тяжелый - теперь могу утверждать, что это было слишком пессимистичным высказыванием. В Трстене сразу же застопили грузовой микроавтобус вщ Dolny Kubin (DK). Наши лингвистические проблемы остались теми же - словацкий язык мы практически не понимали. Довез нас драйвер до кафе километрах в 2 от Дольнего Кубина, рядом с горой и пригласил в кафе "на пиво". Это мы поняли :). Кроме пива, которым нас угостили, мы заказали немного поесть и в полной мере оценили приятные словацкие цены. Заказывали мы гуляш и кнедль. Этот самый кнедль сильно отличался от чешских кнедликов, которые мы ели годом раньше и напоминал батон, сваренный в молоке :). Все удовольствие на двоих стоило 87 SKK - 1USD=41/45SKK). Поев, решили не насиловать наши уставшие личности и заночевать прямо тут, недалеко от кафе, ибо местность располагала. Взобрались небольшую гору, скорее холм, который возвышался в 10 метрах от трассы. На вершине обнаружили, кажется, рисовые чеки со всеми вытекающими последствиями - грязью заляпались мы прилично, да еще и при спуске с холма я умудрился пару раз упась в грязь, благо погода к появлению оной располагала. С трудом установив на пологом склоне холма палатку. Ночью я пару раз просыпался из-за грома и молний, но не придал происходящему особого значения.

Наутро спустились с горы и увидели то же авто, что привезло на туда. Доехал 20 км. до Ружомберока (RK). Город так себе, как впрочем и все, которые мы проезжали в Словакии. Пришлось идти до развилки Попрад (PP)<->Банска Быстрица (BB), там стали и минут через 20 (стоп в Словакии все же не тот, что в Польше...) нас взял молодой парень на пикапе. По дороге он заплатил немалый штраф за превышение скорости, т.к. на каждом углу в тот день стояла полиция с радарами. Уже потом мы выяснили, что эта вся кутерьма происходила из-за того, что этой ночью было наводнение (!) и с гор сошли приличные потоки грязи и воды, которые местами размыли трассу. Из BB в Зволен (ZV) застопили тут же, почти не стояли. Пытались узнать, открыт ли переход Sahy, т.к. все твердили нам, что там настоящий апокалипсис и все затоплено на фиг. Из ZV до Крупины (KA) нас взял угрюмого типа немолодой драйвер, который тут же начал распространяться о том, как хорошо было при коммунистах/русских и как теперь бандиты-оккупанты-американцы насаждают здесь свои натовские порядки. Мы в ответ ему лишь кивали головой... Разговорились про зарплату в наших странах и российский их уровень видимо так тронул драйвера, что он мне всучил 1000 SKK (25 USD) с требованием потратить их на автобус. Вышли мы в KA и увидели не совсем приятную картину - видно, там был "эпицентр" наводнения, т.к. по городу ночью прошелся поток, вывернув деревья и залив толстым слоем грязи главную площадь. Наученные горьким опытом трудного стопа перед границей, мы решили последовать совету драйвера и доехать до Sahy на автобусе. Билеты стоили ок. 1.5 USD и еще было время поесть, чем мы ивоспользовались, отведав в местной столовой чудесный гуляш с кнедлями :), салатом и пивом. И все удовольствие на двоих нам стоило 87 SKK (2 USD)!!!. В Sahy оказалось не так уж и страшно - собственно, наводнения в городе и не было.

На границе встретили 2-х стопщиков из Польши, которые сильно обрадовались, что мы едем в HR. Сами они оттуда возвращались и ругали тамошний автостоп, точнее, его отсуствие. Они утверждали, что 2 дня шли пешком (зачем???), а потом ехали через всю Хорватию на автобусе, но из-за его дороговизны так и не добрались до Дубровника, только до Сплита. На венгерско-словацкой границе они нагло стояли с табличкой PL :)

Границу мы прошли совершенно спокойно, показав венграм ХОРВАТСКИЙ ваучер и сказав, сколько у нас денег. От границы трафик был плохой, но первая же тачка взяла нас до Retsag. Оттуда быстро уехали в какой-то Duna... Драйвер говорил только на немецком и на венгерском, естественно. Такой подлости я не ожидал и пришлось вспоминать весь свой словарный запас в немецком слов в 50... Особенно смешно было, когда он мне пытался сказать что-то о Беларуси и употребил слово WeissRussland. Причем раздельно. Оба слова я, конечно, понял, а вот соединить из смог только после минут 10 объяснений... Времени было предостаточно - мы ездили разгружать по деревням мороженое - если б мы знали :). На следующем авто мы доехали прямо до центра Будапешта. Здесь мы решили не повторять ошибки Варшавы и выехать за город на электричке - она стоила нам 540 Ft на двоих до Gardony (50 км.). Для этого мы доехали на метро (90 Ft - 1 USD = 220 Ft) до вокзала Deli. Там, кстати, есть бесплатный web-терминал.

В электричке случился казус: познакомились с бабушкой, сидевшей напротив, выяснили, что корни у нее в Одессе. И надо же нам было вставить в разговоре слово кемпинг... Она решила, что именно туда нам и надо, и как мы ни пытались ее переубедить... Короче, выйти в безлюдном месте она нам не дала! Просто стала поперек прохода в вагоне и, улыбаясь, заявляла: "Типа, это еще не кемпинг!" Блин, венгерское гостеприимство. В общем, выпустила она нас в самом центре этой Gardony. Мы выбрали этот городок, так как он стоит на озере, гораздо меньшем, чем Балатон и, поэтому, как нам казалось, не очень насыщенном всякики гостиницами и кемпигами. Ничего подобного! По всему побережью именно они и тянулись. Пришлось нам идти перпендикулярно озеру и ставить палатку у кабачкового поля. Это была наша третья ночь.

С утра местные жители, придя работать на поле, восприняли нас совершенно нормально, улыбаясь и здороваясь с нами. Позавтракали кефиром и булочкой (как оказалось, эти два продукта станут нашей едой еще на протяжении недели). Продовольственные магазины в Венгрри, видимо для удобства иностранцев, называются ABC.

Из Gardony на микроавтобусе доехали до выезда из Szekesfehervar на автобан. Очень долго там простояли, но в конце концов нас подобрал студент на Fiat 126 и довез до ближайшей бензоколонки. Там дело пошло лучше и мы добрались до Balaton... В общем, первый городок на Балатоне, считая с севера. Наконец у нас появилась возможность искупаться, хотя до бесплатного пляжа (Szabadstrand) пришлось топать 2 километра. Балатон оказался грязноватым и прохладным - ок. 20 С, но это, скорее всего, было вызвано трехнедельными дождями, прошедшими до нашего приезда туда. Мы пришли на пляж практически первые, успели помыться и высушить одежду, промокшую еще в Польше и Словакии. На обратном пути нам предстояло преодолеть неслабую горку, но драйвер попутного грузовичка предложил нам помощь, хотя мы даже не предпринимали попытки стопа (слишком крутой склон). Мы снова стояли на трассе, идущей вдоль Балатона. Останавливающиеся водители предлагали нам проехать максимум 20-30 километров, что нас совершенно не устраивало. В конце концов мы добрались до Nagykanizsa. Отвлекаясь, скажу, что чем южнее мы заезжали, тем больше встречалось авто с кондиционером, и этот факт нам очень и очень понравился. Из Nagykanizsa мы решили ехать до границы (30 км) опять на автобусе. тут была еще одна причина: дело в том, что у нас был туристический ваучер. в котором говорилось, что мы заплатили за гостиницу в Дубровнике ок. 600 USD. Это было ложью :) и, чтобы не вызывать напрасные (?) подозрения пограничников мы предприняли попытку пересечь границу на автобусе. Но, к сожалению, ближайший автобус в Хорватию был уже утром... Все же мы доехали до Letenye на автобусе (2.8 USD на двоих), в 3 километрах от венгерско-хорватской границы и подошли пешком к заветному КПП. Пограничный комплекс потрясал своими рамерами. Кроме КПП как такового, рядом находилось еще 3-этажное здание (метров 100 длиной), в котором размещались почта, филиалы банков и страховых компаний, обмен валюты и т.д. И все это - в чистом поле... Пограничник долго изучал наши документы и вдруг радостно заявил: а у вас ваучер-то просрочен! На что мы ему резонно заметили, что это не ваучер, а выписка из какого-то документа и там хорватским по белому написано, что нам для проезда нужен только ваучер и ВСЕ. А в ваучере арабскими (но довольно понятными) цифрами указана дата, вполне пограничника удовлетворяющая. Поколебавшись еще минут 5, "товарищ начальник" отослал нас в то самое большое здание ксерить наши документы. За 3 бумажки с нас содрали 7 кун... (1 USD = 7.3 кун). Но этим погранец не удовлетворился - ему еще надо было продемонстрировать количество наличной валюты, которую мы с собой везем... У, фашист... Ладно, последний кордон на пути к морю мы минули. Сразу за границей стали стопить. Уже смеркалось и 20 минут, которые мы стояли на трассе, показались нам часом, так как нас вовсю жрало комарье, а его было в избытке. Подобрал нас драйвер, который ехал до Varazdin (VZ). Мужик немного понимал по-русски, так как работал 15 лет на таможне (этой самой) и через него проходила масса наших дальнобоеев. По дороге начали постигать азы хорватского языка... ИМХО, довольно понимаемого... Сразу за границей началась платная магистраль, которая вела почти до Вараждина. Вообще, таких хороших дорог, как в Хорватии, мы нигде не видели (в Польше, Литве, Словакии и Венгрии). Так вот, драйвер нас завез за Вараждин (видимо, есть окружная, раз мы его не видели) и предложил угостить нас чаем. Мы, разумеется, согласились, тем более, что начался сильный ливень. В придорожном кафе за чашечкой чая с лимоном мы его и переждали. Драйвер был очень рад встрече с нами (может, потому, что был немного поддат...) и демонстрировал нас всем посетителям и персоналу кафе :). Еще он нас уверял, что хорваты - очень гостеприимный народ и со стопом у нас проблем не будет... Чуть позже мы оценили всю широту его души, когда узнали, СКОЛЬКО стоит в Хорватии в кафе чай... А вот с прогнозом он ошибся, но об этом позже.

Недалеко от кафе, на горке у леса мы поставили палатку. И тут случилось то, что могло испортить нам все путешествие - я уронил свою контактную линзу в траву. На беду, из-за прошедшего дождя, трава блестела, что затрудняло наши поиски. Но, в конце концов, после 30-минутных поисков уже с фонариком (ибо стемнело) линза все-таки нашлась. Это было чудо! Урок: НИКОГДА не снимайте контактные линзы ВНЕ палатки.

Наутро мы двинулись дальше. С места ночевки мы выбирались часа три и в конце концов были вознаграждены венграми, парнем и девушкой, едущими прямиком в Риеку, минуя Загреб. Половину (а то и две трети) этой дороги составляли автобаны, так что дорога показалось недолгой, да и венгры прекрасно говорили по английски. Ехали они даже не в Риеку, а рядом. Уж не помню, как этот городок называется (что-то на "И"), но он в километрах 8 по побережью в сторону Пулы. Именно так я представлял себе Лазурный берег во Франции... Пока наши венгры устраивались в частный дом (ок. 25 USD в сутки) мы пошли на пляж и тут же испытали шок от кристальной чистоты воды. Подошедшие вскоре мадьяры одолжили нам маску для ныряния и я тут же как ненормальный стал гоняться за рыбами, которые кружили прямо под ногами. Увлекательное занятие, скажу я вам!

В магазине произошел тсранный инцидент, который я до сих пор не могу объяснить - на ценнике от 0.33 баночки Кока-Колы стояла цена 3.55 куны, а в кассе с нас взяли 5.65 (кстати, нормальная для Хорватии цена).

Парковщик на стоянке посоветовал выбираться из городка на автобусе. Мы предусмотрительно спросили про билет, который, как оказалось, стоил 5 или 6 кун (почти доллар). К счастью, Балаш (венгр) предложил довезти нас до ближайшей заправки, что мы и сделали. Заправка оказалась почти в центре города, да еще прямо перед 5-звездочным отелем (странное соседство). В итоге, простояв час, мы решили идти дальше. Город тянулся еще достаточно далеко и автостоп был не то что неудобен - невозможен, так как из-за близости гор тротуар (обочина) был либо очень узким, либо отсутствовал вооще, что создавало непосредственную опасность для наших жизней. В конце концов, найдя приемлемое место (по нашим меркам - даже шикарное), мы простояли на нем еще около часа и застопили авто со швейцарскими номерами. Драйвер, Зоран, оказался полусербом-полухорватом, живущим в Лондоне и приехавшим в отпуск к родителям. Родители живут в Crikvenica, а он решил съездить на ночь прогуляться в Пулу, ибо по радио услышал о некоем fashion-show. Сам он - бывшая модель и перспектива потусоваться в соответственных кругах его очень прельщала. В Пуле он помог нам выбрать вино и минеральную воду. Неплохое вино (к примеру, Kastelet) стоит около 18-19 кун БЕЗ бутылки (бутылка стоит около 5 кун и ее можно сдать), но есть и по 11-13 кун (правда, мы его не пили). Вино, следует выбирать на самой нижней полке - абсолютно такое же на уровне ваших глаз стоит дороже. Про этот парадокс мы слышали раньше, но впервые столкнулись с ним только в Хорватии. Минеральная вода - 6 кун. Зоран привез нас в самую южную часть города, к большому парку (переходящему в хвойный лесок). Парк вполне подходил для установки палатки и мы поставили ее в 20 метрах от моря.

Утром пошли в город. До центра оказалось далеко (около часа ходьбы). По пути заходили в кафе, надеясь поесть. Цены нас шокировали: чай - 4-7 кун, пиво - 8-10 кун (разливное) и 4-5 кун бутылочное, габургер - 20 кун (!!!), но нам говорили, что есть и по 12-15 (мы их так и не видели), пицца - 20-40 кун. В итоге мы купили в магазине по булке (2.5 куны) и пиво. Не знаю, как правильно называется такая булка, но она традиционна для Венгрии и Хорватии и представляет собой по форме гамбургер (заклееный :) с творожным кремом, джемом или шоокладом внутри. Булка эта очень вкусна и питательна и впоследствии стала нашим основным рационом (вместе с кефиром).

Пула - небольшой городок с итальянской архитектурой (между 1 и 2 мировыми войнами он принадлежал Италии, как и весь полуостров Истрия - до сих пор на здании мэрии вияст три флага - города Пула, Хорватии и Италии). Много древне-римских строений, особенно впечатляет "Арена" - что-то вроде римского Колизея.

В Пуле есть небольшой порт и мы решили узнать, сколько стоит билет на паром. Оказалось, что из Пулы паромы не ходят никуда, а есть только туристиситческие рейсы в Венецию и стоят они 350 кун на человека. Мы слышали раньше, что для такой поездки не нужена шнгенская виза, но цена нам сильно не понравилась... На выходе из города мы решили зайти на железнодорожную станцию, но выяснили, что из Пулы до Риеки поезда не ходят вообще, но можно купить билет на поезд+автобус с пересадкой где-то посередине. Ж/д была запасным вариантом на случай абсолютно никакого автостопа, но т.к. в тот день была суббота (или воскресенье?) поезда не ходили и у нас не сталось никакого выхода, кроме как стоять на трассе до последнего. Мы дошли до заправки на выезде из города и попробовали вначале постоять с табличкой "Rijeka". Через час убрали табличку и стали стопить хоть куда-нибудь... В итоге еще через полтора часа останавливается авто - Зоран!!! Он всю ночь гулял в Пуле, отоспался с утра и ехал домой в Цриквеницу. Приехали к нему домой, поели "паприкаж" - суп из перца (оччччень понравился!!!), бросили вещи и пошли валяться на пляж. Так, немного о Цриквенице: по словам Зорана - самый дорогой курорт в Хорватии. Не знаю, оценивать трудно... :) Но вода там плохая - непрозрачная, так как народу на пляже лежит слишком много...Зоран досыпал невыспанное, а мы купались. Ближе к вечеру, поняв наше абсолютное нежелание куда либо ехать :), Зоран предложил нам переночевать у него, на что мы ответили категорическим согласием. Наконец-то появилась возможность постирать вещи. После этого мы выпили вина и пошли осматривать местные достопримечательности. Видимо, для Зорана основную достопримечательность составляли местные девушки, к которым он совершенно нагло пытался клеится, да еще и на английском... Потом зашли в кафе - там мы, к своему стыду, впервые узнали, что "лимонад" - это не газированная вода с добавлением химического вещества с цитрусовым ароматом, а свежевыжатый немного разбавленный лимонный сок с сахаром. Итак, мы выпили по лимонаду и Зоран еще себе купил два крошечных пирожных и все это стоило... 33 куны. Зоран заявил, что это дороже, чем в Лондоне. Куда мы попали?!?!?! В кафе еще произошел шуточный конфликт с официанткой (Чтобы вы меня правильно поняли, скажу, что Зоран сам себя называет югославом, т.к. он наполовину серб, а наполовину хорват и прохладно, если не сказать больше, относится к хорватскому правителству, называя его националистическим и фашистским.) Так вот, в "меню" на сербско-хорватском языке раньше звучало как "cjenovnik", а теперь Зоран увидел, что оно называется "kostovnik". Это его сильно взбесило и он принялся выговаривать несчастной официантке. Девушка сама не местная (Зоран ее не знал, а, как я понял, он знал ВСЕХ девушек в Цриквенице) и честно призналась, что ее семья - беженцы из Осиека. Наш "югослав" потом еще долго бурчал - типа "понаехали тут"... Вообще, в Хорватии в данный момент маются настоящей дурью - делают свой собственный язык таким, чтобы он как можно больше отличался от сербского. До распада Югославии различались порядка 50 слов, но теперь хорваты выдумывают новые слова и меняют, к примеру, окончания.

С утра, выпив чая, мы пошли на трассу. Да, кстати, трасса идет от Риеки до Дубровника строго вдоль моря, удаляясь от него максимум на 2 км (а в среднем метров на 100-200). Но проблема в том, что побережье Далмации (именно так называется эта часть Хорватии) очень скалистое и спуск к морю есть практически только в населенных пунктах. От Сплита до Дубровника существует только одна дорога, но траффик по ней я бы не назвал уж очень большим.

Так вот, с утра мы стали на трассе и через 20 минут нас взял в микроавтобус немец польского происхождения, едущий в Senj. По дороге он нас угостил кока-колой, на поверку оказавшейся немецкой. То есть немцы возят в Хорватию кока-колу (настолько она тут дорогая)!!! Сень - крошечный вполне симпатичный городок с хорошим пляжем и небольшим количеством туристов (им там просто негде жить). Повалявшись на пляже 2 часа, мы двинулись дальше. Проблема стопа в Хорватии заключалась для нас еще в том, что там практически нет ОЧЕНЬ ХОРОШИХ мест для автостопа. Все они чем-то плохи. В нашем случае это выражалось в том, что дорога шла вдоль обрыва и наше направление как раз шло у самого его края. И нечастые "карманы" на дороге не решали проблему - многие драйверы (особенно фур) показывали нам, что у них нет никакого желания навернуться с трассы вниз. И все это обычно заканчивалось тем, что мы шли по трассе дальшн, до следующего мало-мальски пригодного для стопа места. По пути мы спасли он верной смерти котенка, который шел по трассе километрах в двух от ближайшего села. Как он туда попал? Таких худых котят, кстати, в Росиии не встретишь - кожа да кости... Отнесли его до села и отпустили ближе к домам - может, возьмет его кто. В конце концов через 3 часа нас подобрал молодой хорват. По дороге нас остановила полиция и стала обыскивать нашего драйвера - заставила вытряхнуть все сумки, копы лазали под сидения, выворачивали карманы одежды водителя. Любите российских ментов!!! У нас копы забрали документы и мы слышали, как по рации они проверяли их легальность. Сидя в машине, мы видели, как из другого авто полицейские конфисковали НЕПОЧАТУЮ бутылку вина. В конце концов, они отпустили нас. Парень ехал на паром, чтобы переправиться на один из островов, которые тянутся на всем протяжении хорватского побережья). Эти острова, как я понял, популярны потому, что берег на них песчаный, а не покрытый галькой как на материке. Стоя 3 часа в 50 метрах надо водой на крутом обрыве мы так хотели купаться, что решили спуститься к парому, а он оказался в итоге в 4 километрах от трассы. Страшно хотели пить и пришлось покупать в единсвенном киоске поллитровую бутылку мин. воды за 6 кун (почти доллар). В бухте на дне мы увидели морских ежей, об опасности которых нас предупреждали еще венгры. Но так как вода идеально чистая, их отлично видно и можно заходить в воду, не теряя при этом внимания. Решив возвращаться обратно на трассу, мы попробовали остановить кого-ниюудь из прибывшего парома, но никто и не подумал подбирать нас, хотя мы жестами показывали, что хотим просто выехать наверх. Мы плюнули и посши пешком. Так как пить все еще хотелось, мы решили попросить воду в доме. Взяв у нас бутылку, хозяин вернул нам свою, но уже из морозилки, со льдом. Это было здорово! Но воду он дал уже в своей бутылке, забрав (выбросив?) нашу, а пластик у хорватской бутылки сильно отличается по свойствам от своего калининградского собрата - он категорически отказывался распрямляться после сжатия. Когда мы прошли уже около километра вверх в гору, нас подобрала машина, пришедшая со следующим паромом. Все машины с этого парома, как впрочем и со всех следующих поворачивали в сторону Риеки, а не Сплита, куда мы ехали, но через час нас подобрал драйвер небольшого грузовичка, ехавшего из Загреба в Сплит. Дело уже шло к вечеру и мы решили остановиться не в Задаре, как планировали раньше, а около Сплита, несмотря на то, что драйвер обещал приехать туда только около 2 часов ночи. В дороге много разговаривали с драйвером, причем из-за полного незнания им английского, мы говорили по-русски со вкраплением знакомых нам хорватских слов, а он по-хорватски. Кстати, там практически никто русского не знает, т.к. в школе его не преподавали.

Утром шли очень долго, пока не нашли подходящего места для стопа. Прошли поворот на город Трогир, но в сам Трогир не пошли, и, как оказалось, зря - потом мы узнали, что в Хорватии 5 памятников архитектуры и природы, зарегистрированных в ЮНЕСКО - Дубровник, Сплит, Плитвичские озера, Трогир и, кажется, Ровинь. Стояли мы 5 минут, что было по хорватским меркам настоящим чудом. Чудом оказался грузовой микроавтобус. С драйвера, молодого парня мы стали пытать насчет особенностей национального стопа. Он сказал, что раньше, до войны, автостопщиков в Хорватии было много, а сейчас по инерции все еще нету... Действительно так, за всю дорогу мы видели только двуюх наших "коллег", причем техника стопа у них была крайне нетипичная - один жонглировал, другой стопил прямо посередине дороги. Нам еще советовали молиться, стоя на коленях - говорят, в Хорватии это тоже помогает :).

Этот парень-драйвер оказался фанатом местного "Хайдука" и мы с ним мило поговорили о футболе. Высадил он нас далековато от центра города и пришлось немного прогуляться. Сплит (не считая центра) - довольно облезлый большой город, чем-то напоминает... Да "совок" он напоминает - все серо... Зато прямо у берега моря, у пассажирского порта, расположен Старый город. Его ядром является дворец римского императора Диоклетиана (300 г. н.э.). Интересная штука - похож не на дворец, а скорее, на городские кварталы, обнесенные стеной. Вход свободный, да, впрочем. там люди живут. Нет, определенно рекомендую - узкие (два человека с трудом расходятся) улочки, очень своеобразная архитектура. Неприятно удивили барахолка и мясной рынок прямо в старом городе, особенно последний - можете себе представить, какой аромат над ним стоит при 35-градусной жаре... Из города мы решили выйти пешком. Наверное зря, ибо шли мы около 6 часов. Правда, это считая 2-часовой отдых на пригородном пляже и частный отдых в тени. И не сказать, что стоп был плохой, просто мы (наверное, это наша самая большая ошибка) предпочитаем стопить ЗА городом, а не в нем - какой-то комплекс прямо... В итоге, когда мы наконец решили стопить, это заняло ровно 1 минуту - нас подобрал молодой пожарник (впрочем, не на пожарной машине :), едущий домой, в Makarska (MA). Поведали ему, что хотели бы остановится где-то в этом районе на несколько дней и спросили, не знает ли он приличного места, где было бы не очень много людей и можно было спокойно поставить палатку. Такое место он нам показал, пришлось пройти километра два по пляжу. Пляжи просто замечательные - есть и души и биотуалеты и это при том, что плотность отдыхающих на квадратный метр очень низкая. Вода была, наверное, самая прозрачная за всю нашу поездку. Два дня проевли, ничего не делая, лишь изредка совершая набеги в Макарску за продуктами. Самое неприятное, что на пляже нападает страшный жор - мы ели до 3 (трех) раз в день!!! :) Питались в основном теми же самыми булочками+йогурт, а также покупали фрукты. Цены на них вполне сопоставимы с калининградскими, с той лишь разницей, что там все это растет... В первый день мы сильно сгорели, вечером мазались кефиром (помогает) и на следующий день лежули в теньке. Кстати, нудистском пляже (а именно там нам пришлось расположиться за неимением других малонаселенных мест) совершенно не посещают своим вниманием хорошенькие девушки. Обычный контингент - немолодые супружеские пары с детьми. Но все это я так, к слову :) Утром третьего дня (после приезда в Макарску) мы, полтора часа простопив, поймали авто до Ploce. Еще через полтора часа нас подобрал босниец, который довез нас до развилки Дубровник-Метковичи (Босния). Тут же застопили еще одного боснийца, совершенно турецкой внешности. Спрашиваю: "До Дубровника едете?". Отвечает: "Neum" и кивает головой. Предполагая, что это "Да" на одном из диалектов, садимся. Neum оказался боснийским городом на побережье. Помотрите карту - Босния имеет крошечный выход к морю (ок. 9 км) и на этом клочке земли и расположен Неум с окрестностями (сплошь застроен отелями). Спокойно проехали КПП - наш драйвер просто поздоровался с погранцами и через километра 2 высадил нас. Тут Вика начала нервничать - мы были в Боснии, а у нас даже штампа в паспорте не было, тем более, что нам дома многие говорили о том, что россиянам нужна боснийская виза. Около часа мы торчали на суверенной земле Боснии и Герцеговины, пока нас не подобрала супружеская пара, едущая прямо в Дубровник.

Уже километров за 10-15 до Дубровника начинается сплошная застройка - дорога идет между горами и морем и эта узенькая полоска земли занята виллами, яхт-клубами и т.п. Нас подвезли прямо до стен стерого города. Описать Дубровник невозможно - это надо видеть... Но попробую: старый город является как-бы крепостью, возвышающейся над морем и обнесен со всех сторон стенами высостой метров 10-12, все строения сложены из белого камня, на каждом углу - церковь. Ничего похожего я не видел даже по ТВ, весь город сам по себе - музей.

Для того, чтобы проехать БиГ (Боснию и Герцеговину) за 1 световой день, мы решили с вечера макимально лизко подобраться к боснийской границе. Для этого мы купили билет на автобус до Metkovic (28 кун за 1 билет + 5 кун за багаж). Автобусы в Хорватии все однотипные, неновые Неопланы и Мерседесы, обязательно с кондиционером. Приехали в Меткович поздно вечером и сразу стали искать место для палатки. Ближе к краю города увидели около особняка замечательную лужайку. Хозяева сидели на крыльце и мы спрсили, можем ли мы поставить около их дома "шатер", на что нас натурально послали :(. Ничего страшного, прошли еще 500 метров и нашли не менее хорошее место рядом с останками расстрелянной легковушки :)

Наутро прошли километра 3 до границы и спокойно пересекли ее, заявив пограничникам, что мы едем ломой, в Россию - никакой визы с нас не потребовали. С боснийской стороный стояла большая (километр-полтора) очередь из автомобилей, причем не только с боснийскими (а челночная торговля там сильно развита), но и со словацкими, немецкими номерами. Пешком дошли до ближайшей деревни (ок. 2-3 км.), купили булочек+кефир по вполне хорватским ценам (да и в кунах) и стали спрашивать, ходит ли тут автобус на Caplina. Да, забыл сказать - Боснию мы трусливо решили пересечь на автобусе, т.к. практически все хорватские водители рекомендовали нам воздержаться от автостопа в этой постовоенной стране. Один из покупателей в магазине предложил подбросить нас и еще одну девушку до Чаплины совершенно бесплатно. Билеты на автобeс из Чаплины в Мостар нас сильно удивили - за 40 км - 30 кун на двоих, вполне "по-хорватски". И это при том, что в Хорватии нас все убеждали, что в Боснии цены на транспорт и продукты очень низкие. Уже в Чаплине мы увидели следы недавней войны - вокзал был полностью разгромлен, а стены практически всех домов украшали следы от пуль различного калибра.

Так как поезд на Сараево из Чаплины ходит только 1 раз в день (21:00), мы выбрали автобус. Автобус в Мостар шел не по нормальной, широкой дороге, а в окружную, через Междугорье, только по хорватской части Боснии. Это Междугорье - что-то вроде хорватского духовного центра в Боснии, т.к. там было явление Богородицы (когда, зачем - без понятия). Теперь Междугорье - центр паломничества, построено и с строится сейчас несколько хороших гостиниц. Автобус привез нас в хорватскую часть Мостара и высадил прямо в ее (части) центре. Мостар разделен рекой Неретва на 2 части - хорватскую и мусульманскую. В недалеком прошлом эта река была линией фронта, разделяющей противников и территория, прилегающая к Неретве представляет собой почти разрушенную мертвую зону. Мусульманская часть Мостара очень красива (мы первый раз увидели мусульманский город - кривые улочки, мечети с минаретами), но сильно разрушена. Не уцелел даже знаменитый 450-летний мост через Неретву (от него-то и пошло название города). В городе масса кофеен, которые забиты безработными (?) мужчинами. Магазины и кафе нельзя назвать бедными - интерьеры вполне европейские. Но: цены часто не указываются.Цены в мусульманской части (те, которые мы смогли узнать :) заметно ниже, чем в хорватской. Мы попытались уехать из Мостара в Сараево на поезде, но выяснили, что поезда ходят 2-3 раза в день в совершенно неудобное для нас время. Поехали на автобусе - автобусы на Сараево ходят только с автовокзала в мусульманской части Мостара, а из хорватской - только на хорватскую территорию Боснии соответственно. Два билета до Сараево стоили нам 19 DM. Да, официальной валютой Боснии и Герцеговины является Konvertibilna Marka (KM). По определению, 1 KM - 1 DM, и поэтому наравне с местной валютой ходит и немецкая марка (и даже пфениги). В хоратской части принимается и куна, а в сербской - югославский динар. Перед поездкой мы опасались, что Викины шорты вызовут негативную реакцию у мусульман, но на месте тут же поняли, что наши опасения были напрасными - очень редко здесь встречаются жнщины не в парандже, но в плотных платках.

В автобусе перед нами сидели американка и шведка. Они совершали тур по Восточной Европе и, как и мы, ехали в Сараево. Разговор с ними я поддерживать не стал - мне не понравилось то, что они приехали в Боснию посмотреть именно на разрушения, на последствия войны - они находили в этом какой-то извращенный интерес. Севернее Мостара, по дороге в Сараево, разрушения принимают просто ужасающий характер - мы видели, например, большое село, домов в 300, полностью покинутое людьми, со сгоревшими крышами и пустыми глазницами окон. Но на протяжении всего нашего мы постоянно видели восстанавливаемые и строящиеся заново дома - жизнь в Боснии постепенно налаживается.

Передвижение в Боснии занимает очень много времени - дороги очень узкие и проходят большей частью в горах, через перевалы, так что средняя сокрость движения составляет порядка 50 км/ч. По дороге в Сараево видели пост украинского батальона SFOR, охраняющий мост через Неретву. Кстати, все мосты в Боснии, которые мы видели, были заново отстроены.

Об SFOR: встречаются, начиная от Сплита, куда их перебрасывают морем для отправки в Боснию. В самой Боснии SFOR очень много, за исключением сербской части, где мы их даже не видели. Если кому нужно, у меня есть подробная карта Боснии (в электронном виде) с нанесенными на нее секторами и местами дислокации SFOR.

Сараево разрушено может быть не так сильно, как Мостар, но оставляет страшное впечатление из-за множества разрушенных многоэтажных домов, супермаркетов и фабрик. Больше скзать нечего, т.к. были мы там около часа. Мы попытались купить билет из Сараево в Добой или Модричи, но автобусного сообщения с ними не было, хотя эти города стояли на главной трассе. Как оказалось, это была уже сербская часть Боснии. К счастью, скоро отправлялся автобус в Градачац (15 км. от Модричи) - последний мусульманский населенный пункт в северном направлении (1 билет - 18 DM). Приехыли мы в этот Градачац и поняли, что тут мы и останемся на ночь, т.к. уже стемнело, а ближайший автобус до Модричи будет уже утром. Наше положение осложнялось тем, что мы не решались ставить палатку в лесу - в Боснии в данный момент остаются необезвреженными около 6 миллионов противопехотных мин. Мы пошли в произвольно выбранную нами сторону от центра. По пути встретили группу мужчин, человек в 30-40, стоявших около дороги. Мы, с сердцем в пятках (а был уже двенадцатый час ночи) прошли мимо них, но, к счастью, ничего плохого с нами не произошло. Вообще, в Боснии мы часто видели группы молодых людей человек по 20-30, стоящих около дороги. Видно, традиция у них такая... Уже ближе к окраине города мы нашли подходящее место метрах в 50 от ближайшего дома. Стали ставить в палатку и в это время услышали, как кто-то вышел из дома и окликнул нас. Обращаясь в темноту, я, как мог, объяснил, что мы туристы и хотим здесь поставить палатку на ночь. Человек пошел в дом и снова вышел из него. Первая наша мысль была: все, взял ружье, сейчас быдет выяснять кто мы есть - может, сербские шпионы? Нет, оказалось, это был парень-мусульманин, наш ровесник. Он позвал свою девушку и мы попытались немного поговорить. Беседа не завязалась, т.к мы очень хотели спать. Как я понял из их разговора между собой, они решали, пригласить нас к себе в дом или не пригласить, но решили, что будет мало места - действительно, домик был очень маленький, да и мы не выражали особого желания - больше всего мы хотели быстрее поставить палатку и заснуть, а в доме бы начались беседы...

Натуро мы пошли на автобусную станцию и выяснили, что нужный нам автобус будет только в 11 часов, что нас совершенно не устраивало - к вечеру мы хотели быть под Будапештом. Тогда мы пошли из города по направлению к Модричи. Трафик был минимальный - 1-2 машины в 15 минут. Окружающая действительность походила на обстановку к антиутопии о жизни после третьей мировой войны - трава в мой рост, колючая проволока вдоль дороги, разрушенное здание школы, свалки, стаи собак, роющихся на них и ни одной человеческой души... Я не высказывал опасения своей жене только по тому, что боялся испугать ее еще больше. Мы решили не останавливаться и идти вперед с надеждой пересечь пешком буферную зону между мусульманским и сербским секторами, но уже через 2-3 километра нас подобрал грузовик, едущий в Модричи. Там мы нашли автобусную станцию и стали узнавать, как нам доехать до Босанского Шамаца. Кассир посмотрела на нас с подозрением и спросила: "Шамац?". Я ответил - "Да, Шамац, Шамац" и увидел этот город в расписании, висящем на станции. Ну что ж, Шамац, так Шамац. Через 15 минут подошел автобус и я уточнил у водителя: "Типа, в Босански Шамац едете?". А он смотрит на меня, как на врага народа. Повотряю вопрос. Та же реакция. В итоге через некоторое время он цедит: "В Шамац?" Я (радостно): "В Шамац, в Шамац!". Как я понял, "Босански" означает именно мусульманскую принадлежность, и сербы избегают этого слова: на сербской территории мы его нигде не видели. Приехали мы в этот Шамац, выходим из автобуса и спрашиваем у первого встречного, в какую сторону граница. Следует вопрос к нам: "А с какой мы страны?". Отвечаем: "С России". "Ну, типа, тогда нормально" :О

Разговорились и выяснили, что границы-то нету - мост разрушен еще в войну и до сих пор не восстановлен, поэтому надо ехать восточнее, километров на 30 в некий городок, название которого я уже не помню. Приехали - оказалось, это межэтническая зона, в которой располагается громадная барахолка. Пытались оттуда уехать на автобусе до границы (12 км) - никак, локальных рейсов нет, а в международные (Мюнхен, Берлин - их масса) нас брать отказывались. Стоп тоже был безуспешен. Мы плюнули и решили идти пешком, надеясь по дороге кого-то застопить. Все нормальные места для стопа оказались заняты продавцами пиратских кассет , но километра через 3 мы нашли хорошее место и тут же остановили авто. Только обменявшись паспортами друг с другом мы поняли, что наш драйвер - мусульманин, т.к. он был блондином европейского вида. На границе он положил свой паспорт поверх наших и подал погранцу. Тот, увидев боснийский паспорт, отдал пачку обратно, даже не проверив наши и мы избежали непрятных расспросов. И тогда началась пруха... Выйдя через 10 километров после границы, мы через 2 минуты остановили машину, едущую в Осиек. Драйвер, женщина средних лет, оказалась очень душевным человеком, мы очень много говорили в дороге, она рассказывала о жизни здесь до, во время и после войны. Ее отец - мусульманин, а мать - сербка, но сама она в войну служила в хорватской армии, в войсках связи. Да, я забыл сказать, в Восточной Славонии (район Осиека) также шли жестокие бои - Югославской Народной Армии против армии Хорвати. Например, город Вуковар был практически разрушен до основания. Несмотря на свои сербские корни, эта женщина относится к сербам плохо, упрекая их в излишнем национализме (по моему, совершенно заслуженно). Муж у нее погиб в войне, хотя был венгром. Идиотская страна!!!!!! По дороге она завезла нас в кафе, где угостила колой. Не успели мы стать в Осиеке (а город для нас имел прекрасную конфигурацию - он сильно вытянут с запада на восток, а мы ехали на север), как остановился Saab 9000 - шикарная отделка из дерева и кожи. Дравер и пассажир (Марко) - новые хорваты, причем Марко с гордостью продемонстрировал нам полицейский значок. Они нас тоже завезли в кафе, где у них были какие-то переговоры (зачем тогда нас было брать?), напоили и довезли до границы с Венгрией, заявив пограничнику, что они "ручаются за нас" :). Венгерский погранец все допытывался - не автостопом ли мы едем. Почуяв неладное, мы убедили его в том, что сейчас вот сядем на автобус и поедем. "А где вы сядете?" - спросил он. "Там" - заявили мы и махнули рукой по направленю движения. Как только таможня скрылась за поворотом, мы увидели первую машину, едущую в нашем направлении. Драйвер, мой ровесник, ехал из Субботницы, что под Нови Сад, в Войводине (Югославия). Сам он венгр, но родом из Субботицы. На наши вопросы как там, в Югославии, он отвечал, что разрушения коснулись практически только промышленных объектов, но есть и жертвы от попадания в дом недалеко от фабрики. Да и сами сербы хороши - поставили во дворе школы радар... Высадил он нас в отличном месте около города Печ. Тут же остановился микроавтобус с семьей, едущей прямо в Будапеш. Три часа беседы через "переводчика" - единственно человека знающего английский и мы под Будапештом. Так цель, казавшаяся недостижимой еще с утра, оказалась достигнутой! Мы попросили высадить на в 30 км. не доезжая столици Венгрии, купили бутылку вина (240 Ft - 1 USD) и завалились спать. Несмотря на сильнейший ливень (мы даже из-за шума не могли спать), наша палатка выдержала тяжелое испытание. Наутро на автобусе (чтобы не терять времени) мы отправились в Будапешт (2 билета - 650 Ft), сдали вещи в камеру хранения вокзала (180 Ft) и отправились гулять по городу. В Будапеште мы решили немного оттянуться и потратили за день около 50 USD (при том, что в Хорватии - 90 USD за 7 дней). В Будапеште мы были во второй раз, первый раз мы были зимой два года назад и город нам не очень понарвился, но летом наше впечатление не сильно улучшилось. Единственным исключением стал автомат на одной из станций метро, который сначала вместо одного пакета IceTee выдал нам по очереди три (на третьем пакете мы испугались - а вдруг он не остановится?!?!?!), а в другой раз выдал нам 100 Ft, забытых, видимо, предыдущим покупателем. Вечером мы выехали на поезеде в Вац, где и заночевали.

На следующий день мы ехали до границы (30 км около 5 часов... Если нас и брали, то максимум на 5 километров. Перейдя в конце концов венгерско-словацкую границу, мы стали прямо за ней с табличкой PL, выставив во все стороны пальцы. Да, еще на территории Венгрии мы стали искать машины с родным 39-м номером. Нашли! Микроавтобус турагентства "Дэдди" стоял прямо у перехода. Я подошел и пропросил вписать нас до Калининграда. Драйвер ничего более умного, чем спросить "А сколько денег дашь?" не придумал... Увидите голубой Volkswagen Caravella с рекламой "Дэдди" на борту - бросьте от меня камень. Через 20 минут мы ехали в приличном "Мерсе" прямо в Краков! Оказывается, драйвер видел нас по пути в Будапешт еще 5 часов назад и уже возвращался домой. А мы за это время проехали 30 км :( Сердце его дрогнуло и он впустил нас в свой кондиционированный рай. Через 3-4 часа нас высадили на окраине Кракова, мы добрались на трамвае до вокзала, намереваясь выехать за город и остаться там на ночь. Но ближайшая электричка была в полночь, а автобусы уже не ходили, и я стал ныть: "Вика, ну поехали до Тчева (100 км. от Калинниграда) поездом... Уже поздно, где мы сейчас будем искать место для палатки... А так мы в поезде выспимся...". Я уговорил жену и мы в половине второго ночи сели на поезд Краков-Гданьск. Деньги на билеты мы смогли обменять только в отеле "Французский" - больше нигде в центре Кракова так поздно это сделать нельзя. Ехать мы решили первым классом, так как по опыту знали, что второй класс в это время года в этом направлении просто забит. Два билета стоили нам порядка 25 USD. В 12 часов следующего дня мы были в Тчеве, добрались на электричке до Эльблонга (1 билет - 5.70 Zl), оттуда стопом до Эльблога, затем до Бранева и оттуда прямо в Калининград. Последний водитель обладал какими-то чудодейственными документами, которые позволили проехать нам через границу без очереди.