/Join #TPACCA
Материал из газеты "Вольный Ветер"
Публикуется с разрешения редакции 




Особенности автостопа вне России
Антон Кротов

Автодороги и автотранспорт существуют в большинстве стран мира. Следовательно, существует там и автостоп. Из российских автостопщиков наибольшее число стран (более 40) посетил президент Петербургской лиги автостопа Алексей Воров. Автор этих строк ездил значительно меньше -- по 10 странам СНГ и 10 иным странам. Всего же к лету 1999 г. российские автостопщики ездили по дорогам более чем 70 государств. В том числе посетили:

1. все страны бывшего СССР;

2. почти все страны континентальной Европы;

3. в Африке: Марокко, Зап. Сахару, Мавританию и Сенегал, в которых впервые побывал в 1996 году Ф.Леонтьев (С.-Петербург), Египет, Судан;

4. в Азии: Турцию, Сирию, Иорданию, Иран, Пакистан, Индию, Монголию, Китай;

5. в Америке: США, Канаду, Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму, Колумбию, Эквадор, Перу, Боливию, Аргентину -- они пройдены А.Воровым и М.Дуткевичем (С.-Петербург) во время кругосветной экспедиции автостопом "Автоколумб" (1992--93 гг.).

Средняя скорость передвижения автостопом по странам мира сильно варьируется в зависимости от качества дорог и количества машин. Но, в целом, в Европе, Турции, Сирии, Иордании, Иране, а также странах СНГ скорость передвижения автостопщика сопоставима с российской. На магистральных, длинных дорогах можно проехать 500--600 км и более за 10 дневных часов; в горах -- меньше. Ночной автостоп в разных странах различен, и зачастую он медленнее, чем на магистралях России.

Есть страны, где скорость автостопщика ниже, чем у нас. Это Индия и Пакистан, где дороги плохи, машины медленны, и их движению повсеместно мешают гужевые повозки и всякие скоты. Это Египет, уникальная страна, где иностранцам запрещено путешествовать автостопом и на каждом посту местного ГАИ вас могут высадить, чтобы попытаться подсадить в автобус. Это Судан, где машин весьма мало, и многочасовое (и даже несколькосуточное) ожидание транспорта -- обычное явление, с которым необходимо смириться.

Однако любые страны полны добрых людей и транспортных средств, и зная это, вы можете вольно путешествовать автостопом по любым странам, помня, что наука всегда побеждает.

Автостоп в каждой стране имеет свои небольшие особенности и отличия. Упомину общие моменты.

"Деньгопросы". В некоторых местах Азии и Африки существует обычай платить деньги за проезд в попутном транспорте, если заранее не оговорено иное. Если вы забудете договориться заранее, водитель может решить, что вы заплатите столько, сколько тот сочтёт нужным. Если жалко денег, выучите хотя бы фразу "денег нет" или "без денег" на местном языке ("пуль надорам" в Иране, "пайса най" на севере Индии, "песо ние" на юге Индии, "бедуни фулюс" на арабском и т.д.) и предупреждайте водителя при посадке. Если вам пока не ясна специфика этой страны, вы в ней впервые, и не уверены в водителе -- обязательно его предупреждайте!

"Деньгопросов" довольно много в тех странах, что наводнены туристами: Индия, Египет... Сказывают, что наиболее обильны они в Непале. Также там, где нет нормального общественного транспорта (Судан), оплата проезда в дальних грузовиках может подразумеваться. Но даже и в некоторых "нормальных" странах "деньгопросы" бывают в приграничных территориях и в густонаселённых местах.

Автобаны. Во многих цивилизованных странах Европы и Америки существуют скоростные дороги -- автобаны, где машины едут очень быстро. Автостопщику стоять на автобане неполезно по двум причинам: во-первых, водитель не успевает на него среагировать; во-вторых, правила местного дорожного движения запрещают останавливаться на автобане вне специальных стоянок и заправок. По таким дорогам автостопщики часто путешествуют от заправки к заправке, голосуя на выездах из них или на съездах с прочих дорог на автобан. Автобаны существуют и в Турции, Сирии, Иране, но там на них можно стоять и стопить.

Хэлперство. В иных странах, особенно в бедных, водятся странные люди, которых мы называли "хэлперами" (от англ. help -- помощь). Хелперы, предполагая, что иностранец настолько глуп, что не может (или стесняется) высказать свои желания, пытаются угадать их и оказать какую-нибудь помощь, обыкновенно ненужную. Хэлперство поражает почти все нации, проживающие южнее 35 грд с.ш.

Скажем, ты "стопишь" машину на улице, стараясь выбрать не-такси. Появляются хелперы и, думая, что ты нуждаешься в такси, помогают остановить оное. Все твои уверения в том, что тебе такси не нужно, на них не действуют. Они считают, что ты хочешь такси, и пытаются изо всех сил тебе помочь.

Хелперы имеют свойство размножаться. Сначала появляется один хелпер, за ним подходит другой, и вот уже пять, десять, а то и более людей пытаются застопить тебе такси, от которого ты отчаянно отмахиваешься.

Другой пример. Ты стоишь на трассе и пытаешься остановить машину. К тебе подходит человек, обычно даже англоговорящий, и на чистом английском языке объясняет, что автовокзал находится вовсе не здесь, а в другом месте. Ты объясняешь, что не нуждаешься в автобусе, но он думает, что ты чего-то не понимаешь, и, стоя на обочине, всячески мешает, а потом ещё и начинает размножаться.

Или вот сидишь ты на набережной какого-нибудь далёкого азиатского города. Местные жители сразу понимают, что раз ты сидишь с рюкзаком, значит ты не можешь найти отель, и пытаются тебе помочь. Причём делают это, вероятно, бескорыстно, большой толпой и очень навязчиво. Потом толпа ещё больше увеличивается -- появляются продавцы всяких папирусов и открыток, предлагатели верблюдов, лодок-фелюк и других ненужных услуг, бродячие актёры, нищие-попрошайки, заклинатели змей, гиды-переводчики и т.п. (конкретный состав толпы зависит от страны).

Вот оно, бремя белого человека! Я никогда не присматривался к иностранцам, ходящим по Москве, но думаю, что в нашей России такое явление выражено значительно меньше.

Если вокруг вас появились многочисленные хэлперы, займите их полезной работой (например, попросите принести вам еды). Испугавшись реально полезной деятельности, незванные помощники разбредутся. Есть и другой метод -- уйти от них по дороге вдаль, за пределы видимости.

Автостоп в городах. На сегодня учёные не выявили ни одного крупного города, в пределах которого не было бы возможно передвигаться автостопом. Кое-где он может оказаться нудным занятием из-за хэлперов, "деньгопросов" и пробок. Кое-где он приятен и бесплатен, и даже -- как в Дамаске или Хартуме -- водители стараются привезти вас в нужное вам место, хотя им это не по пути.

Общественный транспорт

Он существует в большинстве стран мира. По трассам, помимо машин, кое-где ездят автобусы и маршрутные такси, а по железным дорогам -- пассажирские и товарные поезда. В цивилизованных странах, где автостоп быстр и бесплатен, общественный транспорт, напротив, не очень удобен для вольного путешественника. И наоборот, в бедных странах, где водители часто просят денег, а дороги медленны и плохи, -- общественный транспорт, бывает, пригождается нам.

Автобусы. Садиться в них на автовокзале (начальной станции) не следует, чтобы не смешиваться с толпой денежных людей; необходимо стопить автобусы на трассе.

Вариант 1. Вам нужно уехать бесплатно. Тогда так и говорите, не дожидаясь, пока сядете внутрь и к вам подойдёт кассир. Если ваша первая фраза была "без денег", не стоит затем, в ходе торговли, предлагать небольшие деньги: кассир подумает, что можно с вас вытащить и побольше. Нам случалось проезжать таким образом в различных странах, включая Иран, Пакистан, Индию, Турцию, Сирию, Египет и Судан. Кое-где, например в Сирии, успех вам обеспечен всегда. А вот про автобусы в цивилизованных странах мне ничего не известно.
Можете при случае показать свою справку, что вы великий путешественник.

Вариант 2. Вам нужно уехать дёшево. Заранее отделите сумму, которую готовы заплатить за проезд, чтобы она была без сдачи, и не поддавайтесь на попытки сторговаться подороже. Этот метод широко применяется во всех транспортах, странах и регионах.

Поезда в бедных странах. Там многие люди ездят задаром в пассажирских поездах, размещаясь во втором или третьем классе, в проходах, под сиденьями, на крышах вагонов и т.п. Порой поезда набиваются очень плотно, как в Пакистане, например. Вы можете последовать за обществом и действовать так же, как местные жители. Присутствие "мистера" на крыше вагона приятно развлечёт их.

Иностранец, будучи обнаружен контролёром (проводником) поезда в состоянии бесплатного проезда, может:

1. показать документ-ксиву на каком-либо языке, что он великий путешественник (писатель, фотограф, дурак -- ненужное зачеркнуть);

2. оказаться непонятливым (контролёр: "Where is your ticket?" -- Пассажир: "Ticket... What is it?..."). Также можно оказаться не знающим никакого языка, кроме русского. При большом числе пассажиров контролёр, утомившись, отстанет от вас;

3. оказаться незамеченным. Контролёр, увидев белого человека, не решится спросить мистера о столь низменном предмете, как билет;

4. заплатить за проезд заранее приготовленной мелкой купюрой (крупную лучше не показывать);

5. быть высаженным из поезда, или попытается перейти в тамбур, на крышу, в туалет или в другое не предназначенное для проверки место. Даже если вас высадили из поезда, переживать не стоит. Продолжите путь на другом.

Поезда в цивилизованном мире. В цивильных странах контролёры и власти более обильны, а штрафы велики. Причём чем страна цивильнее, тем штрафы выше. Как писали в газетах, штраф в размере $112000 заплатил какой-то человек в Японии, в течение трёх лет пользовавшийся недостатками контроля на японских железных дорогах. Однако, если он три года пользовался этими недостатками, то, вероятно, и нашим "мудрецам" можно ими как-то немного попользоваться.

Описаны разные методы проезда в поездах: проезд в туалете (радует, что на Западе туалеты гораздо чище наших), бегство от кондукторов, метод одной остановки (когда покупаешь билет до ближайшей станции, а едешь гораздо дальше), злостный отказ выходить из поезда и др. Однако все известные мне способы проезда на поездах в Европе годятся только для небольших расстояний. В поездках там на сотни, а тем более тысячи километров они неэффективны.

Транспорт за деньги. Если вам хочется поддержать хилую экономику иностранных держав, вы можете пользоваться там цивильным общественным транспортом за деньги. Виды и стоимость его во всех странах различны. Тысяча километров самым дешёвым наземным транспортом стоит, в разных странах, от $1 до $100. При этом поездка по маршруту, пересекающему границу двух стран, обойдётся дороже, чем две поездки по тому же маршруту -- до границы и после. Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по дешевизне транспорта (дешевле наших поездов только белорусские и забитые битком индийские, а также иранские автобусы). Западные экономики, в преддверии мирового краха, пытаются спасти свои прибыли ростом цен, но пролетарская революция не за горами, и они не победят. Мы же не будем тратить свои трудовые деньги на поддержку загнивающих буржуазных экономик, и вообще прекратим рассуждения на эту тему.